07-05-2024
Плавучий док (сокр. плавдок) — судно технического флота, предназначенное для подъема из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.
Бывает самоходным, если способен передвигаться по водной поверхности без помощи буксира и несамоходным. Плавучий док обычно имеет вид прямоугольного горизонтального понтона с одной, двумя или тремя вертикальными полыми стенками, образующими конструкцию, напоминающую по форме ящик. Система насосов и клапанов посредством приёма и откачки воды из балластных цистерн, расположенных внутри понтона и стенок, позволяет доку притапливаться и всплывать с судном или другим плавучим предметом, зафиксированным на доковой палубе. Этот процесс ещё называется докование.
Содержание |
Плавучий док состоит из понтона, который разделен продольными и поперечными переборками на балластные отсеки. В понтоне располагаются балластные насосы. При приеме (откачке) забортной воды в эти отсеки понтон погружается (всплывает из воды). Для обеспечения остойчивости понтона в подводном положении вдоль длинной стороны понтона имеются водоизмещающие башни (стены) такой высоты, что при погружении понтона верхняя часть башен остается над водой. На палубе понтона — стапель-палубе — оборудуются доковые опорные устройства (ДОУ, исторически — кильблоки) для установки судна, верхняя поверхность которых соответствует обводам судна. После погружения плавучего дока в воду на достаточную глубину судно с помощью швартовных и специальных устройств, находящихся на верхней палубе дока — топ-палубе, вводится между башнями дока и устанавливается над ДОУ. При откачке воды из балластных отсеков плавучий док начинает всплывать до соприкосновения ДОУ с днищем судна. Избыточная плавучесть системы док-судно, получаемая за счет откачки воды из балластных отсеков дока, позволяет достичь положения, при котором полностью осушаются подводная часть судна и стапель-палуба.
Для более удобного доступа к судну некоторые плавучие доки имеют только одну башню. Остойчивость при погружении в этом случае обеспечивается поплавками, шарнирно соединенными с башней. Существуют плавучие доки без башен — докотопонтоны; их остойчивость при погружении обеспечивается другим плавдоком. Существуют комплексы — докотоматки, состоящие из нескольких докотопонтонов и одного плавучего дока. Для суровых климатических условий создаются доки-эллинги, имеющие крышу и закрытия с торцов. На некоторых плавучих доках башни в одной из оконечностей соединяются водонепроницаемой переборкой, а в другой предусматривается съемное водонепроницаемое закрытие (батопорт), которое открывается на момент ввода судна и закрывается перед всплытием дока. Вода при этом откачивается не только из балластных отсеков, но и из образовавшейся между башнями камеры. Такие доки называют плавдоками с доковой камерой.
По назначению различают 3 типа плавучих доков:
Ремонт плавучих доков осуществляют методом самодокования. Наибольшее распространение этот метод ремонта получил для доков, у которых понтон состоит из отдельных частей (количество таких частей-понтонов — от 4 до 10, ширина каждой равна ширине дока, а длина меньше ширины стапель-палубы). Самодокование проводят поочередным отсоединением этих понтонов от башен и их докованием в этом же доке аналогично докованию судна. Существуют плавучие доки, называемые секционными, у которых не только понтон, но и башни выполнены по длине из отдельных секций. Разновидностью секционных доков являются 3-секционные доки. Концевые секции дока такого типа имеют ширину большую, чем средняя секция. Современные плавучие доки имеют комплекс устройств для механизации докования, системы дистанционного управления и контроля, обладают разной автономностью и степенью обитаемости. Грузоподъемность плавучих доков достигает 100 тыс. т., длина 300 м, ширина стапель-палубы 60 м. Масса плавучих доков с доковой камерой на 30÷40 % меньше, чем у обычных доков равной грузоподъемности. В зависимости от размеров камеры масса плавучего дока с 2 башнями составляет 1÷0,4 массы докуемого судна. Чем больше грузоподъемность, тем меньше это отношение.
Плавучий док 4 мурманск, плавучий док 71.
Файл:14-Fina logo.svg.png, Захаревич, Ярослав, Епархия Кэрнса, Дом на сваях Хо Ши Мина, Сигрид Гордая.