Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Плотин

15-04-2023

Плотин
Дата рождения:

204/205

Место рождения:

Ликополь, Древний Египет

Дата смерти:

270 год(0270)

Место смерти:

Минтурны, Кампания

Школа/традиция:

неоплатонизм

Направление:

Западные философы

Период:

Позднеантичная философия

Оказавшие влияние:

Платон, Аристотель, Аммоний Саккас

Испытавшие влияние:

Амелий, Порфирий, Ямвлих, Максим Эфесский, император Юлиан, Саллюстий, Теодор Асинский, Сопатр, Дексипп, Плутарх Афинский, Сириан Александрийский, Дамаский, Симпликий, Прокл Диадох, Марин, Исидор.

Плоти́н (др.-греч. Πλωτῖνος) (род. 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — ум. 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.

Содержание

Биография

Родился в Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые годы провел в Александрии, в свое время одном из крупнейших центров культуры и науки. В 231/232242 учился у философа Аммония Саккаса (учеником которого также был Ориген, один из учителей христианской церкви). В 242, чтобы познакомиться с философией персов и индийцев, сопровождал императора Гордиана III в персидском походе. В 243/244 вернулся в Рим, где основал собственную школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей. В 265 под покровительством императора Галлиена предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания. В 259/260, уже в преклонном возрасте, стал фиксировать собственное учение письменно. Фрагментарные записи Плотина были посмертно отредактированы, сгруппированы и изданы его учеником Порфирием. Порфирий разделил их на шесть отделов, каждый отдел — на девять частей (отсюда название всех 54 трактатов Плотина — «Эннеады», αἱ Ἐννεάδες, «Девятки»).

Учение

Единое, Ум, Мировая душа

В центре философии Плотина — диалектика трех основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души. Плотин впервые дает четкий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотина о Едином как трансцендентном начале, которое превышает все сущее и мыслимое и ему предшествует.

Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое уникальное «одно». Поэтому Единое, нераздельно присущее всему сущему, есть и все сущее, взятое в нераздельном множестве, и все сущее, взятое в абсолютной единичности. Т.о. из Единого все «изливается», «произрастает» по природе этого положения, без убыли породителя и без его сознательного волеизъявления, но исключительно по необходимости его природы.

Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи — низшей границы. Космос находится в постоянном вращении и смене ступеней бытия; в то же время Универсум у Плотина остается статичным, ибо единое первоначало, Благо, которая над всем существует, неизбывно.

Это совершенное первоначало, сверхчувственное и сверхмыслимое, является неизреченным, абсолютным Благом. Как «источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха» — так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.

Вторая ипостась — Ум (нус, νοῦς) — рождается как следствие этой эманации Единого. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.

Здесь Плотин использует неопифагорейское учение о «двоице», первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода Единого во множество. Ум «дерзнул» отпасть от Единого, Душа — от Ума. Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число — принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое Единое, приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в Уме. Единое, переполняясь самим собой, требует перехода в иное; поскольку оно остается постоянным и не убывает, иное только «отражает» его, и т.о. [Ум] является умопостигаемым образом непостигаемой сущности.

Третья ипостась — Мировая Душа (псюхе, ψῡχή) — следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.

По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету). С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов.

Многое

Чувственный космос имеет у Плотина так же иерархическое строение — все возрастающее ослабление воплощения эйдосов по мере движения от «высшего неба» к «земле» — и характеризуется тождеством самосознания и самодеятельности на всех ступенях.

Времени как становлению предшествует нестановящаяся вечность, которая в сравнении с чистым эйдосом также есть вечное становление — живая вечность или вечная жизнь. Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть Бытие́ вечности, её подвижный образ или вечная энергия «мировой души».

Материю Плотин рассматривает как лишенное всякой метафизической самостоятельности многое. Материя — только «восприемница» вечных идей, эйдосов; она лишена качества, количества, массы и т. п.; в чистом виде представляет собой не более чем субстрат изменений, бесконечную неопределенность, несущее.

В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому — первичное неизбежное зло. Однако, хотя в силу этого чувственный мир является соответственно неразумным и злым, в то же время он разумен и прекрасен, поскольку в чувственно воспринимаемом образе проявляет свой идеальный первообраз, так как причастен божественной сущности.

Душа

Плотин неизменно следует Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном восшествии на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой «мировой душе», о знании как припоминании и т. д. Концепция восхождения души от чувственного состояния к сверхумному экстазу составляет основу мистицизма Плотина.

В целом «душа» для Плотина есть смысловое функционирование Ума за его пределами, «логос ума». Душа для Плотина есть нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и бестелесна. Поэтому Плотин критикует пифагорейское учение о душе как о гармонии тела, отвергает концепцию аристотелевской энтелехии и натуралистического учения стоицизма о пневме (душу никак нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний).

Сотериология

Учение об очищении, спасении души впервые разработано Плотином как неотдельная, полагающая часть философской системы. Возвращение души к Божеству совершается в обратном возвышении её до Него.

По мере сгущения материи Божественное начало все более окутывается оболочками природы и оттесняется от Единого. Как свет и тепло ослабевают по мере удаления от источника и исчезают в мраке и холоде, так эманации Божественной силы через Ум и Душу постепенно ослабевают, пока не доходят до полного «замерзания» в материи, лишенной истины и блага, являющейся необходимым злом по своей удаленности от Божественного.

Мир преображается и возвращается к Божественному сознательными усилиями ума и души. Это происходит во-первых эстетически, когда душа приобщается к той подлинной Красоте, которая проникнута идеальным смыслом; во-вторых, этически, когда в [молитвенном] труде, аскетическом подвиге происходит обожествление человека. Благо (и т.о. истинное блаженство) заключается в том, чтобы в состоянии экстаза прийти к полному единению с Божеством, к чему ведут аскеза и добродетель, творчество и созерцание, подлинная любовь.

Плотин выделяет следующие шаги этого пути:

  1. Возвышение над чувственностью; бесстрастное, отстраненное отношение к ней как к предмету/инструменту познания, но не вожделения.
  2. Любовь и влечение к подлинно Прекрасному (эрос ἔρωτος).
  3. Отвлеченное, «абстрактно-математическое» мышление.
  4. Чистое, отстраненное умозрение (диалектика идей).
  5. Экстаз опрощения, в котором дух становится предельно простым и т.о. единым с Божеством, сливаясь и совпадая с Ним.

Влияние

Осуществленная Плотином систематизация учения Платона легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. Широкое проникновение идей Плотина в европейскую культуру происходит через Макробия и особенно Августина. Плотин оказал значительное влияние на средневековую философию и особенно на мыслителей Возрождения. Прямое знакомство с философией Плотина происходит в XV в. благодаря латинским переводам Марсилио Фичино. Под влиянием Плотина находились английские (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкие (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеалисты; также И. В. Гете и представители йенского романтизма.

Переводчики Плотина на русский язык 

Литература

В оригинале сочинения Плотина впервые изданы в Базеле в 1580; ранее в латинском переводе Массилио Фичино в Венеции (1492). Новейшие издания:

  • В серии «Collection Budé» «Эннеады» изданы в 7 томах (Texte établi et traduit par E. Bréhier, v. 1—6. — P.Brux., 1924—1938).
  • Opera, ed. P. Henry et H. R. Schwyzer, v. 1—2. — P.Brux., 1951—59.
  • В серии «Loeb classical library» «Эннеады» изданы в 7 томах (под № 440—445, 468) в английском переводе Армстронга.
  • Английский перевод К. С. Гутри (1918) в хронологическом порядке трактатов: Vol. I (1-21); Vol. II (22-33); Vol. IV (46-54)

Русские переводы:

  • Избр. трактаты, «Вера и разум», 1898, № 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, № 2, 6, 11—15; 1900, № 18—21.
    • переизд.: М., 1994.
  • В кн.: Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука. — М., 1927.
  • В сборнике: Античные мыслители об искусстве. — М., 1938. — С. 244—53.
  • В кн.: История эстетики, т. 1. — М., 1962. — С. 224—35.
  • В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. — М., 1969. — С. 538—54.
  • Плотин в русских переводах. (Серия «Античная библиотека»). — СПб.: Алетейя, 1995. — 669 стр. — 3000 экз.

Русские переводы последних лет:

  • Плотин. Эннеады. В 7 т. / Пер. Т. Г. Сидаша под ред. О. Л. Абышко. (Серия «Plotiniana»). — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004—2005.
    • [Т. 1] Первая эннеада. 2004. — 320 стр.
    • [Т. 2] Вторая эннеада. 2004. — 384 стр.
    • [Т. 3] Третья эннеада. 2004. — 480 стр.
    • [Т. 4] Четвёртая эннеада. 2004. — 480 стр.
    • [Т. 5] Пятая эннеада. 2005. — 320 стр.
    • [Т. 6] Шестая эннеада. Трактаты I—V. 2005. — 480 стр.
    • [Т. 7] Шестая эннеада. Трактаты VI—IX. 2005. — 416 стр.
  • Плотин. Трактаты 1-11. / Пер. Ю. А. Шичалина. — М.: ГЛК, 2007.
  • Плотин. О благе или едином / Пер. М. А. Гарнцева. // Логос, 1992. № 3. — С. 213—228.
  • Против гностиков. / Пер. Л. Ю. Лукомского. // Академия. Вып. 1. — СПб., 1997. — С. 229—248.
  • О свободе и волении единого (Enn. VI, 8). / Пер. Л. Ю. Лукомского. // Академия. Вып. 2. — СПб., 2000.
  • Об уме, идеях и сущем. / Пер. Ю. А. Шичалина. // Философия природы в античности и в средние века. — М., 2000. — С. 257—273.
  • Против гностиков (II 9). // ВФ. 2000. № 10.
  • Плотин. О добродетелях. (I 2). / Пер. Д. В. Бугая // ВФ, 2002, № 8.
  • Плотин. О диалектике. / Пер. Д. В. Бугая // ВФ, 2002, № 8.
  • Плотин. О счастье (I 4). / Пер. Д. В. Бугая // ВФ, 2003, № 1.
  • Плотин. О том, увеличивается ли счастье со временем. / Пер. Д. В. Бугая. // ВФ, 2003, № 9.
  • Плотин. О первом благе и других благах / Пер. Д. В. Бугая // ВФ, 2003, № 9.
  • Плотин. Об изведении / Пер. Д. В. Бугая // ВФ, 2003, № 9.
  • Плотин. Об ощущении и памяти (IV 6) / Пер. Д. В. Бугая // ВФ, 2004, № 7.

Исследования

  • Шичалин Ю. А. Плотин. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 578—589. (библиография)
  • Henry P., Etudes plotiniennes, v. 1—2, P., 1938—41.
  • Inge W. R., The philosophy of Plotinus, L., 1948.
  • Schwyzer H. R., Plotinos, в кн.: Paulys Realencyclopädie des classischen Altertum., Bd 21, Stuttg., 1951, S. 471—592.
  • Bré hier Е., Histoire de la philosophie de Plotin, P., 1968.
  • Marien B., Bibliografia. Critica degli studi plotinianì Bari, 1949.
  • Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr. /M., 1964, S. 335—43.
  • Плотин, или Простота взгляда = Plotin ou la simplicité du regard / Перевод с французского Е. Штофф. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. — (Заказное издание). — 25 000 экз. — ISBN 5-01-003660-6
  • Владиславлев М. В. Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы. СПб., 1868. 330 стр.
  • Орлов М. А. Учение Плотина о душе. Одесса, 1885.
  • Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918. 368 стр.
  • Рист Дж. М. Плотин: Путь к реальности = Plotinus: the Road to Reality / Пер. с англ. Е.В. Афанасьевой, И.В. Берестова. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. — 320 с. — (Серия “Plotiniana”). — 1000 экз. — ISBN 5-89740-104-7
  • Лосев А. Ф. Диалектика числа у Плотина. М.: Изд. авт. 1928. 194 стр.
  • Асмус В. Ф., Античная философия, М., Высшая школа, 1998.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М.: Искусство. 1980. С. 191—735.
  • Гайденко П. П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. — М., 1991.— С. 1-18.
  • Султанов Ш. З. Плотин. Единое: творящая сила Созерцания. (Серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 729). М.: Мол. гв., 1996. 432 стр. 10000 экз.
  • Мелих Ю. Б. Философия Всеединства Карсавина и концепция единого у Плотина // Историко-философский ежегодник’97. М., 1999. С. 169—182.
  • Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. (Серия «Античная библиотека. Исследования»). СПб.: Алетейя. 2001. 242 стр.
  • Лега В. П. Философия Плотина и патристика: взгляд с точки зрения современной православной апологетики. М.: Изд-во ПСТБИ. 2002. 123 стр.
  • Берестов И. В. Свобода в философии Плотина. СПб.: Издательство СПбГУ. 2007. 380 стр. ISBN 978-5-288-04234-8
  • Челышев П. В. Духовный опыт античного неоплатонизма: Плотин и Прокл о смысле человеческой жизни. М.: Изд-во МГТУ. 2010. 93 стр.
  • Челышев П. В. Духовный опыт античного неоплатонизма в свете христианства. М.: Изд-во МГТУ. 2010. 144 стр.

Ссылки

  • Греческие тексты с англ. пер. Маккенны (1917)
  • Русский и греческий тексты трактата Плотина «О Провидении».
  • Плотин. Эннеады.


Плотин.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06