22-07-2023
ДПЛ проекта 641 | ||
---|---|---|
|
||
|
||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Большая ДПЛ | |
Обозначение проекта | проект 641 | |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 | |
Главный конструктор | С. А. Егоров, З. А. Дерибин | |
Классификация НАТО | «Foxtrot» | |
Скорость (надводная) | 16 узлов | |
Скорость (подводная) | 15 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 280 м | |
Предельная глубина погружения | 380 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 70 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1 952 т | |
Водоизмещение подводное | 2 475 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 91,3 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,4 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,9 м | |
Силовая установка | ||
Дизель-электрическая, трёхвальная.
|
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины | |
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (Foxtrot по классификации НАТО). Проект был признан удачным. Было построено 75 кораблей, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.
Содержание |
Для замены первых послевоенных океанских лодок проекта 611 в конце 1950-х годов в ЦКБ-18 разработан новый проект, получивший обозначение 641. Главным конструктором проекта был С. А. Егоров, затем этот пост занимал З. А. Дерибин. Проект 641 предназначался для тех же задач, что и проект 611: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия.
За время службы лодки заслужили высокие боевые оценки, в том числе четыре лодки проекта (Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59 и Б-130) участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса.
Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:
При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями.
Рубка ДЭПЛ Б-107 проекта 641 установлена в экспозиции Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге. Б-413 установлена у берега Преголи в Музее мирового океана в Калининграде, её интерьеры сохранены в первозданном виде.
Списанная Б-427 была продана в 1995 в Австралию, а через 3 года заняла место в качестве музея в Лонг-Бич, США, а Б-440 — в Вытегре Вологодской области.
Списанная Б-39 находится сейчас в морском музее Сан-Диего, США.
Подводная лодка «Запорожье» — единственная субмарина в составе ВМФ Украины (с 1997 по 2012 находилась в ремонте). Единственная подводная лодка проекта 641, которая находится в рабочем состоянии.
По сравнению с предшествующим проектом 611, лодки проекта 641 обладали большей автономностью и дальностью плавания, большей глубиной погружения, улучшенным вооружением и улучшенными условиями обитания экипажа.
Б-39, вид спереди
Б-21 в парке-музее в Зеебрюгге, Бельгия
Торпедный аппарат
Пост гидроакустика на Б-143
Проекты многоцелевых дизельных подводных лодок ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
611 • 613 • А615 • 617* • 633 • 641 • 641Б «Сом» • 690 «Кефаль» • 877 «Палтус» • 636 «Варшавянка» • 677 «Лада/Амур» |
||
* — экспериментальный проект с ПГТУ
|
Подводные лодки проекта 641.