20-05-2023
«Политехническая» | |
---|---|
Кировско-Выборгская линия | |
Петербургский метрополитен | |
Район | Калининский |
Округ | Академическое |
Дата открытия | 31 декабря 1975 года |
Проектное название |
Калининская[1] Политехнический институт[2] |
Тип |
односводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | ≈ 65 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Архитекторы |
С. Б. Сперанский Н. В. Каменский Л. Г. Бадалян |
Архитекторы вестибюлей |
В. Г. Хильченко А. С. Гецкин В. П. Шувалова |
Станцию возвело | Ленметрострой |
Выход к улицам | Политехническая улица, площадь Академика Иоффе |
Наземный транспорт |
69, 94, 143, 271, 275, 294, 399 38, 40, 55, 61 4, 13, 21, 34, 50 |
Режим работы | 5:37[3]—0:39[3] |
Код станции | ПТ |
Соседние станции | Площадь Мужества и Академическая |
Медиафайлы на Викискладе |
«Политехни́ческая» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Площадь Мужества» и «Академическая».
Станция открыта 31 декабря 1975 года в составе участка «Лесная» — «Академическая». Названа из-за близости к комплексу зданий Политехнического университета Петра Великого. Вблизи станции находится также Ленинградский Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе.
Вместе с расположенной после неё станцией «Площадь Мужества» является первой в мире односводчатой станцией глубокого заложения с островной платформой[4].
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, В. Г. Хильченко и расположен на Политехнической улице рядом с Покровской церковью и площадью Академика Иоффе[1]. Вестибюль оформлен жёлтым металлом и белым мрамором. Над наклонным ходом в вестибюле имеется небольшая площадка, уставленная декоративными растениями.
В процессе эксплуатации была произведена перестройка вестибюля. Первоначальный проект предусматривал прозрачный куб станции[5]. При постройке касс нижний ярус стекол был заложен декоративным камнем[6], что изменило впечатление от посещения станции.
Павильон станции
Вестибюль
«Политехническая» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 65 м), одна из первых двух в СССР данного типа (другая — «Площадь Мужества»). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов С. Б. Сперанского, Н. В. Каменского и Л. Г. Бадалян.
Путевые стены облицованы травертином, пол — серым гранитом, металлические детали отделки имеют оттенок старой меди, двери на путевых стенах выполнены в том же стиле. Освещение выполнено в виде оригинальных светильников, установленных на карнизе над путевыми зонами
В 2003 году на станции было заменено освещение с ртутных ламп белого цвета на натриевые оранжевого цвета. Замена освещения сделала станцию ярче. В 2005 году был проведён ремонт торцевых стен станции, каменная отделка была обшита композитными панелями.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции; в 2016 году светильники наклонного хода были заменены со «световых столбиков» на «факелы». Коридор между эскалаторным залом и платформой освещается «офисными» трёхламповыми светильниками[7].
После ремонта 2009 года первоначальное архитектурное оформление станции утрачено. Травертин заменён на керамогранит, анодированный алюминий — на крашеные панели по типу сайдинга.
Периодически появляются варианты реконструкции[8], но павильон метро рядом с церковью пока ещё не перестроен. Начальник Петербургского метрополитена подтверждает, что станция ждёт своей очереди на реконструкцию[9]. Период реконструкции пока неизвестен.
Планируется реконструкция вестибюля со строительством многофункционального коммерческого комплекса высотой до 18 метров «с сохранением визуальной взаимосвязи наиболее ценных объектов архитектурного комплекса — памятника истории и культуры федерального значения „Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого“ и церковь Покрова Богородицы».
19 мая 2020 года ООО «Триумф плюс» предложило [14].
Севернее станции находятся два ответвления без рельсов, которые через ≈ 20—30 метров заканчиваются тупиками и используются в качестве кладовых служб метрополитена. Эти тоннели ответвляются вбок от главных путей.
Эти ответвления являются заделом под строительство вилочного ответвления в посёлок Бугры Всеволожского района Ленинградской области с промежуточными станциями «Сосновка» на пересечении Светлановского и Северного проспектов и «Проспект Культуры» на пересечении проспектов Культуры и Просвещения (изначальная трассировка: «Политехническая» — «Светлановский проспект» — «Проспект Луначарского» — «Проспект Культуры»[15]).
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
69 | - | проспект Культуры | Политехническая |
94 | - | Ручьи | Чёрная речка |
143 | Проспект Просвещения | улица Жени Егоровой | Политехническая |
271 | Площадь Мужества Проспект Просвещения Парнас |
Ладожская Ладожский вокзал |
Толубеевский проезд |
275 | Проспект Просвещения Площадь Мужества Лесная Петроградская Спортивная |
Улица Жени Егоровой | Василеостровская |
294 | Академическая Площадь Мужества Пионерская Комендантский Проспект |
Ручьи | Старая Деревня Старая Деревня |
399 | - | Площадь Мужества | Бугры |
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
4 | - | Придорожная аллея | Площадь Мужества |
13 | Площадь Мужества | Придорожная аллея | Суздальский проспект |
21 | Проспект Просвещения | Улица Жени Егоровой | Площадь Мужества |
34 | Чёрная речка | Тихорецкий проспект | Бармалеева улица Петроградская |
50 | Пионерская Комендантский проспект |
Тихорецкий проспект | улица Шаврова |
Политехническая (станция метро, Санкт-Петербург).