Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Попов, Михаил Михайлович

21-09-2023

Михаил Михайлович Попов
Дата рождения:

1957 год(1957)

Место рождения:

Харьков

Гражданство:

СССР, Россия

Род деятельности:

Писатель

Жанр:

Романы, Повести, Рассказы, Статьи

Язык произведений:

Русский

Дебют:

Повесть «Баловень судьбы»

Михаил Попов (р. 25 февраля 1957, Харьков) ― российский прозаик, поэт, публицист и критик.

Содержание

Биография

Отец ― художник, мать ― преподаватель английского языка. Детство в основном прошло в Казахстане, в 1961—1975 гг. жил в Белоруссии, окончил Жировицкий сельхозтехникум в Гродненской области, служил в армии (1975—1977).

С 1978 по 1984 год учился в Литературном институте имени А. М. Горького (семинар литературоведа А. А. Михайлова), после чего работал в журнале «Литературная учёба» (1983—1989), затем заместителем главного редактора журнала «Московский вестник» (1989—1997).

Член редколлегии альманаха «Реалист» (с 1995), редакционного совета «Роман-газета XX век» (с 1999). С 2004 года возглавляет Совет по прозе при Союзе писателей России.

Творчество

Первая публикация, во время армейской службы, ― поэма о партизанах в военной газете «За Родину». Первая значительная поэтическая публикация ― стихи в московском альманахе «День поэзии» (1980).

Первая значительная публикация прозы ― повесть о гражданской войне «Баловень судьбы» («Литературная учёба», 1983), где события войны показаны через восприятие подростка.

Первый роман М. Попова «Пир» вышел с издательстве «Советский писатель» в 1986 году. Герой романа пытается спастись от реалий мира в психбольнице, но и здесь не находит покоя, как раз тут и начинаются всяческие приключения.

В 1987 году в издательстве «Современник» вышел первый стихотворный сборник «Знак», в 1889 году в издательстве «Мололая гвардия» ― поэтическая книга «Завтрашние облака».

Один за другим выходят романы «Нежный убийца» (1989) и «Баловень судьбы», книга повестей и рассказов «Калигула» (1991).

Автор более 20 прозаических книг, вышедших в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Современник», «Вече» и др. Кроме психологических и приключенческих романов примечательны романы-биографии: «Сулла», «Тамерлан», «Барбаросса», «Калигула».

Произведения также публиковались в журналах «Москва», «Юность», «Октябрь», «Наш современник», «Московский вестник» и других периодических изданиях.

Михаил Попов ― автор сценариев к двум художественным фильмам: «Арифметика убийства» (приз фестиваля «Киношок») и «Гаджо».

Критики отмечают разносторонность художественных интересов Михаила Попова и его особенность реалистическими средствами передать даже «заумь»:

Михаил Попов сумел добиться очень интересного результата в своих писаниях: полнейшей, как это ни странно прозувучит в литературном разговоре, независимости от языка.

В самом деле, о чем только Попов не пишет. Тут и современные московские драмы, и фантасмагорические миры будущего, и палестинская эпопея тамплиеров, и средневековая Франция, и фвнтасмагории Древнего Египта…

Язык, способ выражаться ― один и тот же, а «эффект присуствия» в каждом случае стопроцентный. Более того, в рамках одного и того же строго классического дискурса Попов способен воплотить, если надо, самую отчаянную заумь, чисто реалистическими средствами устроить крутейший «сюрр», породить виртуальность любой степени тяжести. Для выполнения какой угодно художественной задачи он не нуждается ни в стилизациях, ни в «метаязыках» — нужное ему он создает не языковыми средствами, а будто учреждает в своих произведениях неким декретатом[1].

Литературоведу С. Дмитренко нравится парадоксальность романов Попова:

Он зовёт поиграть в литературную мистификацию и тут же самочинно разоблачает ее, он предлагает читателю, кажется, бульварный роман… и на первой же странице этого романа из жизни пиратов и цивилизаторов XVII века обрушивает на вас с силой девятого вала капитана Гринуэя, напоминающего обаятельного киносноба, полковника Фаренгейта, вызывающего в памяти хмель прозы Брэдбери…[2]

Михаил Попов о литературной жизни

Я так прикинул (очень, конечно, приблизительно и самоуверенно), большинством происходящих в нем [в литературном пространстве] процессов управляют пять основных тусовок. Слово «тусовка» не означает, что ее члены собираются каждый день, пьют кофе или водку и тачают неотступные планы овладения всеми умами российской реальности. Члены одной такой тусовки могут друг друга ненавидеть или никогда не видеться. Это некие человекоидейные модели, воспроизводящие определенный принцип понимания мира. Две либеральные. Условно говоря, «шестидесятники»: Битов, Маканин, Аннинский, Роднянская и иже с ними. Конкретные имена, как вы понимаете, могут быть легко заменены на более для кого-то адекватные, список как угодно дополнен. Вторая либеральная тусовка — условно говоря, «новые книжники» (хотя какие уже «новые»): Немзер, Архангельский, Ерофеев, плюс всякие там мужики-сетевики. Опять-таки готов взять любые имена обратно. Есть две большие патриотические тусовки: неоязычники-империалисты (Проханов и его окружение, в чем-то Куняев, где-то Поляков) и православно-соборные писатели, группирующиеся вокруг Комсомольского проспекта, дом 13. Пятая тусовка — «звезды рассеянной плеяды». От Владивостока и Волгограда до Мюнхена и Лондона с размытым центром в Санкт-Петербурге[3].

Литературные премии

  • Премия СП СССР «За лучшую первую книгу» (1989)
  • Премия им. Василия Шукшина (1992)
  • Премия им. И. А. Бунина (1997)
  • Премия имени Андрея Платонова «Умное сердце» (2000)
  • Премия Правительства Москвы за роман «План спасения СССР» (2002)
  • Гончаровская премия (2009)
  • Горьковская литературная премия (2012)

Сочинения

Примечания

  1. Александр Белай. И братья Карамазовы// День литературы, 2011, № 4 (174), апрель
  2. Сергей Дмитренко. Про Поповых // Реалист, 1997. Вып.2. С.236
  3. Независимая газета. Ex libris. 21 февраля 2008

Литература

  • Белай А. Портрет одной прозы // Литературная учеба. 1991. № 5. С.126-130.
  • Дмитренко С. Про Поповых // Реалист, 1997. Вып.2. С.220-237.
  • Заровнятных О. Новый реализм // Литературные вести, 2004, июнь. № 77. С.2.
  • Казначеев С. Малопьющий либерал Михаил Попов // Кто есть кто в современном мире. 1995. № 4.
  • Калюжная Л. Последний обман или обещание // Литературная учеба. 1995. № 2-3.
  • Калюжная Л., Филимонов А. Поэзия Михаила Попова с двух точек зрения //Лепта, № 23, 1994.
  • Костырко С. В поисках литературного процесса // Согласие. 1991. № 2.
  • Поэзия Михаила Попова с двух точек зрения [Калюжная Л., Филимонов А.] // Лепта, 1994, № 23. С.108-115.
  • Люсый А. Коллективный Фигаро // Литературная газета, 2002, № 10.
  • Неверов А. В зеркале «Национального бестселлера» // Труд, 2002, 16 апреля.
  • Ляшева Р. Пир и Пиар // Литературная Россия, 2003, 31 января.
  • Шатурин С. Мучительный поиск родства // Москва, 1997, № 6.

Ссылки

  • Михаил Попов: Пытаюсь скрестить ужа и ежа
  • Михаил Попов: Писатель ― это солдат
  • Редкая болезнь. Фрагмент романа Михаила Попова «К Чаадаеву». НГ EXLIBRIS
  • Книги Михаила Попова на Имхонете
  • Михаил Попов. Паруса смерти. Роман
  • Михаил Попов. Чуб. Рассказ
  • Михаил Попов. Фантастический роман «Плерома»
  • Михаил Попов «Пристыженные и ошарашенные». Независимая газета

Попов, Михаил Михайлович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06