26-08-2023
Михаил Михайлович Постников | ||
Дата рождения: | ||
---|---|---|
Место рождения: | ||
Дата смерти: | ||
Место смерти: | ||
Страна: | ||
Научная сфера: | ||
Место работы: | ||
Альма-матер: |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
|
Научный руководитель: | ||
Известные ученики: | ||
Награды и премии |
|
Михаи́л Миха́йлович По́стников (27 октября 1927; Шатура, Московская губерния — 27 мая 2004; Москва) — советский и российский математик, доктор физико-математических наук.
Содержание |
М. Постников поступил на математический факультет Пермского ГУ после 8-го класса школы, где слушал лекции и посещал специальные семинары по математическому анализу Софьи Александровны Яновской.
Осенью 1943 года М. Постников, вслед за вернувшейся в Москву С. А. Яновской, переводится на мехмат МГУ, который окончил в 1945 году, пройдя II—V курсы университета за два года[1].
М. Постников был учеником Л. С. Понтрягина[1]. Основные работы лежат в области алгебраической топологии, особенно теории гомотопий, а также дифференциальной топологии. За эти работы был удостоен премии Московского математического общества для молодых учёных (1957). В 1961 году стал лауреатом Ленинской премии за разработку теории гомотопных непрерывных отображений.
С 1949 года, после защиты кандидатской диссертации, и до конца жизни работал в МИАН[2]. В 1953 году (в 26 лет) защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора физико-математических наук.
С 1954 по 1960 он преподавал в МГУ на кафедре высшей алгебры, а с 1965 года — на кафедре высшей геометрии и топологии мехмата МГУ. По воспоминаниям учеников, «его блестящие лекции запоминались на всю жизнь»[3]. Постников написал более 15 учебников и монографий, до сих пор являющихся одними из лучших по своему направлению[2]. Около 40 лет он руководил на мехмате МГУ научно-исследовательским семинаром по алгебраической топологии[3].
Определённую известность получили ряд общественно-педагогических выступлений М. Постникова. Так, в разгар Перестройки им была предпринята попытка просвещения широких кругов соотечественников по вопросу научной обоснованности устройства советской школы (публикация М. Постниковым в 1987 году в Литературной газете статьи «Школа с уклоном в будущее»[4]). В статье автор сослался на партийный призыв о том, что «Школа должна готовить к жизни» и ушёл от прямой критики существующей школьной системы; он просто напомнил, почему в СССР сложился именно такой осколок дореволюционной школы, который сложился, и попытался «в общих чертах» определить научный набросок школы будущего. Статья привлекла внимание общественности. Большинство читателей «ЛГ» со всего СССР поддержали профессора, многие требовательно ставили вопрос о необходимости воплощения высказанных замыслов в жизнь[5]. Но этого не произошло.
М. М. Постников, интересовавшийся работами Н. А. Морозова по пересмотру исторической хронологии, пропагандировал его работы[6][7], тем самым став одним из предшественников псевдонаучной[8][9][10] «Новой хронологии», разрабатывавшейся на начальных этапах совместно с А. Т. Фоменко[7][11][12]. После ссоры с Фоменко[7] создал собственную реконструкцию истории, также подвергавшуюся критике за псевдонаучность и непрофессионализм[6][7][13].
Почти все московские специалисты в области алгебраической топологии являются учениками М. М. Постникова или учениками его учеников[3]. Его учениками являются С. П. Новиков, А. А. Болибрух, А. Ф. Харшиладзе[14], Ю. Б. Рудяк[15], А. В. Пажитнов[16] и ряд других учёных[17].
В 2007 году в Бендлево (польск.)русск. близ Познани во дворце Потоцкого (польск.)русск. состоялась международная конференция, посвящённая 80-летию М. М. Постникова[18], под эгидой Международного математического центра имени Стефана Банаха[19].
по математике
по «Новой хронологии»
Постников, Михаил Михайлович.