15-10-2023
Православие в Армении — представлено византийским православием в лице Русской православной церкви(РПЦ) и Армянской апостольской церковью(ААЦ) относящейся к группе древневосточных православных церквей[1][2]
Содержание |
Армянская Апостольская Церковь относится к группе древневосточных православных церквей, последователями которой являются 94,7 % граждан республики Армения. Духовным центром церкви является город Эчмиадзин, где находится резиденция католикоса всех армян. Раннее христианство начало проникать на территорию современной Армении согласно древним преданиям уже в I веке н. э. Считается что апостол Фаддей после посещения Эдессы направился в Армению с проповедью. Ему удалось обратить в христианство многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. В 301 году царь Тиридат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.
Византийское православие представлено в Армении Русской православной церковью последователями которой являются свыше 6000 граждан страны[3]. Появление первых приходов РПЦ отмечается XIX веком и относится ко времени вхождения Армении в состав России. Церкви в основном основывались в станицах переселенными на границу казаками и военными в местах дислокации гарнизонов. В настоящее время на территории Армении действует пять приходов Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви. Главным храмом РПЦ в Армении является находящийся в Ереване храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, объявивший что на территории Еревана будет построен новый православный храм [4].
Кроме христологического вопроса о соединении двух природ во Христе (Божественной и человеческой), в остальном учение Армянской Церкви полностью соответствует вероучению Православной Церкви[5]
В 451 году императором Маркианом в Халкидоне был созван IV Вселенский Собор по поводу монофизитства — ереси Евтихия. Пока в Халкидоне шли обсуждения, армяне отвергшие ультиматум Иездигерда II о переходе в зороастризм, вели смертельную битву за право верить во Христа (См. Аварайрская битва). Находившаяся в разорении по причине кровопролитной войны с Персией, ААЦ не имела возможности следить за развернувшимися в Византии христологическими спорами и высказать свою позицию[6]. Поэтому после окончания войны ААЦ в числе других не присутствовавших на IV Вселенском Соборе церквей не приняла его решения как Вселенского, посчитав его поместным, а значит, его определения считались не общеобязательными для Вселенской Церкви[6][7] Несмотря на то, что ААЦ осудила Евтихия, учителя монофизитской ереси, из-за которого непосредственно был созван собор в Халкидоне, православные церкви обвинили Армянскую Церковь в ереси монофизитства. В свою очередь Патриархи ААЦ называя византийскую православную церковь диофизитской в числе других представителей древневосточных православных церквей подозревали, что в вероопределении Халкидонского Собора тайно скрывается несторианство.
В середине VI века Византией была захвачена часть Армении, на которой император Юстиниан I начал преследования противников Халкидонского Собора, что привело к отчуждению между греками и армянами, в результате Двинский II Собор созванный в 554 году для обсуждения происходившего на армянских землях подвластных Византии, открыто осудил Халкидонский собор[1]
Таким образом начиная с средины веков и вплоть до последних лет Армянская Церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской[5]. Однако армянские богословы постоянно опровергали попытки приписывать догматическим и культовым особенностям Армянской Церкви монофизитский характер еретического уклона[6]. Укоренившееся мнение греческих и латинских авторов о Древневосточных церквях как о «монофизитских» на сегодняшний день не корректно, и не верно по сути[7][8]
В 1964 году в Дании в городе Ааргус был начат диалог между богословами Православных и Древневосточных Церквей, в результате чего стороны пришли к следующим выводам:
В конце 80-х годов XX века на встрече с главой Армянской Апостольской Церкви США митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил:
Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви[9] |
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Другие территории | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Православие в Армении.