12-10-2023
Приволжская ордена Ленина железная дорога | |
Полное название: |
Филиал ОАО «РЖД» — Приволжская железная дорога |
---|---|
Годы работы: | |
Страна: |
Российская империя (до 1918 года), |
Город управления: | |
Состояние: |
действующая |
Подчинение: | |
Телеграфный код: |
Прив |
Награды: | |
Протяжённость: |
4236,8 км |
Официальный сайт: |
privzd.rzd.ru/ |
Внешние изображения | |
---|---|
Схема Приволжской железной дороги на сайте «РЖД» (вариант 1) | |
Схема Приволжской железной дороги на сайте «РЖД» (вариант 2) | |
Схема Приволжской железной дороги |
Приво́лжская желе́зная доро́га (филиал ОАО «РЖД») — железная дорога, расположенная на юго-востоке Европейской части России, в регионе Нижней Волги и среднего течения Дона.
Находится в основном на территории Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей, частично проходит также по территории Ростовской области и Казахстана.
Дорога награждена орденом Ленина (1970).
Благодаря географическому положению магистраль обеспечивает пропуск грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, а также включает в себя важную часть международного транспортного коридора «Север – Юг», который позволит интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.
Ежесуточно со станций Приволжской железной дороги отправляется около 100 тысяч тонн различных грузов: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения. Услугами железнодорожного транспорта дальнего и пригородного сообщений в регионах обслуживания дороги пользуются миллионы пассажиров.
Приволжская магистраль как филиал компании «Российские железные дороги» участвует в реализации проектов, предусмотренных «Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года».
Содержание |
Управление дороги находится в Саратове. До 1 сентября 2010 года в состав дороги входили отделения: Саратовское, Волгоградское, Астраханское[1]. Ранее, до укрупнения отделений и изменения границ дороги также существовали Ершовское, Ртищевское, Арчединское отделения.
Дорога граничит с Юго-Восточной дорогой (по станциям Благодатка, Ильмень, Дуплятка), с Северо-Кавказской дорогой (по станциям Морозовская, Котельниково, Олейниково), с железной дорогой республики Казахстан (по станциям Аксарайская, Озинки), с Южно-Уральской дорогой (по станции Новоперелюбская), с Куйбышевской дорогой (по станциям Громово, Чагра). Эксплуатационная длина дороги на 2009 год составляет 4236,8 км.[2]
Основные узловые станции дороги: Анисовка, им. М. Горького (бывшая Воропоново), Саратов, Астрахань, Петров Вал, Верхний Баскунчак, Аксарайская, Ершов, Пугачёвск, Аткарск, Сенная, Колоцкий.
В состав локомотивного хозяйства дороги входят депо: Астрахань, Верхний Баскунчак, Волгоград, имени М. Горького, Сарепта, Петров Вал, Аткарск, Саратов, Сенная, Ершов. Также имеется база запаса локомотивов. Ранее на дороге также работали депо Арчеда, Палласовка, Пугачёвск.
В период с 1948 по 1960 годы дорога поэтапно переведена с паровой тяги на тепловозную.
Локомотивное депо Верхний Баскунчак — одно из старейших тепловозных депо сети железных дорог России, эксплуатирует тепловозы с 1948 года.
Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога является одной из старейших в России. В 2011 году дороге исполнилось 140 лет.
Начиная с 2009 года проводится реконструкция Астраханского отделения дороги. Построен второй путь на перегоне Колобовка — Разъезд 85 км, строится второй путь на перегоне Капустин Яр — Пологое Займище, строится второй путь поворота Солончак — Верхний Баскунчак, реконструируются вокзалы станций, капитально ремонтируются платформы. Реконструкцию планируется завершить к 2015 году электрификацией линии Аксарайская — Трубная.
В ближайшие годы планируется строительство обхода Саратовского железнодорожного узла и строительство линии Волгоград — Элиста [4].
В 2010 году Приволжская железная дорога получила 25 новых локомотивов: 7 пассажирских тепловозов ТЭП-70БС и 18 магистральных грузовых двухсекционных тепловозов 2ТЭ116У. По состоянию на июнь 2010 года парк дороги включал 915 локомотивов: пассажирских электровозов – 74, пассажирских тепловозов – 83, грузовых электровозов – 198, грузовых тепловозов – 307, маневровых локомотивов – 253. [5]
В число приоритетных задач Приволжской железной дороги входят «Комплексная реконструкция участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская» и «Комплексная реконструкция участка Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла». Реализация этих проектов позволит значительно увеличить пропускную способность Приволжской магистрали.
Административное устройство Приволжской железной дороги | |
---|---|
Старое (до 31.08.2010) | Астраханское отделение Приволжской железной дороги(НОД-1) | Волгоградское отделение Приволжской железной дороги (НОД-2) | Саратовское отделение Приволжской железной дороги (НОД-4) |
Новое (с 1.09.2010) | Волгоградский регион |Саратовский регион |
Приволжская железная дорога.