25-06-2023
Приди и владей | |
Come and Get It | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
99 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0027459 |
«Приди и владей» (англ. Come and Get It) — американский художественный чёрно-белый драматический фильм, поставленный двумя мастерами классического Голливуда — Говардом Хоуксом и Уильямом Уайлером. Главные роли исполняют Эдвард Арнольд[en] и Фрэнсис Фармер. Экранизация одноимённого романа Эдны Фарбер.
Среди современных киноведов картина в первую очередь славится тем, что по ту сторону камеры стояли два титана голливудского кино того времени — Хоукс и Уайлер[1]. Эта ситуация образовалась в результате затяжного рабочего конфликта Хоукса и маститого продюсера Сэмюэла Голдуина[2]. После 42 дней съёмок, создав ровно половину ленты, Хоукс вышел из состава съёмочной группы и был заменён Уайлером. Помимо этого редкого случая, двойная роль Фрэнсис Фармер является наиболее известной в карьере актрисы с тяжёлой судьбой[1].
Уолтер Бреннан, сыгравший шведского лучшего друга главного героя, удостоился первой в истории премии «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
1884 год, штат Висконсин, США. Амбициозный лесоруб Барни Глазгоу (Эдвард Арнольд[en]) женится на дочери босса Эмме Луиз (Мэри Нэш[en]). Вскоре после свадьбы он влюбляется в певицу Лотту Морган (Фрэнсис Фармер), но оставляет её, предпочтя корыстный брак с Эммой. Лотта выходит замуж за лучшего друга Барни, шведа Свена Бострома (Уолтер Бреннан).
1907 год. Все еще женатый 50-летний Барни — обеспеченный владелец собственной дереводробилки с домом в городе Бьюдамор и двумя взрослыми детьми. После получения письма от Свена, воодушевленный Барни решается навестить его в посёлке Айрон Ридж[en]. Старый друг сообщает ему, что не так давно Лотта ушла из жизни, подарив ему дочь, названную в её честь (её также играет Фрэнсис Фармер). Познакомившись с ней, Барни поражается тем, насколько Лотта похожа на свою почившую мать. Постепенно он понимает, что влюбился в инженю до безумия.
Слухи о романе немолодого Барни и Лотты быстро расходятся. Сын лесоруба, Ричард (Джоэл Маккри), желая посмотреть на избранницу отца, начинает близкое общение и неожиданно для себя входит в то же положение, что и Барни. Глазгоу же, прознав о любовной увлеченности непутевого сына, пытается отправить его на фабрику в Нью-Йорк.
Кульминационная сцена картины — столкновение двух поколений, драка отца и сына. Лотта умоляет их остановиться и между Барни и Ричардом выбирает последнего. Разбитый и пристыженный Барни возвращается к законной жене, которая наивно признается, что имела глупость всерьез поверить в слухи об их романе с Лоттой. В финальных кадрах фильма Барни, со слезами на глазах, готовится приступить к обеденной трапезе.
В 1935 году именитый продюсер Сэмюэл Голдуин заинтересовался возможностью экранизации нового нашумевшего романа Эдны Фарбер «Приди и владей»[2]. Летом он должен был ложиться в госпиталь и перед этим передал бразды правления грядущей картиной небезызвестному постановщику Говарду Хоуксу[2]. Хоуксу книга не понравилась, посему он самовольно переложил некоторые ее моменты на экран[2]. Увидев несколько сцен, Голдуин был шокирован и заявил, что режиссёр не должен писать, не должен сочинять новые истории[2]. Хоукс, потративший на картину все свои силы, не стеснялся в выражениях и уже вскоре был заменён не менее прославленным режиссёром Уильямом Уайлером, закончившим оставшуюся половину фильма[2].
Как позже рассказывал Уайлер, Голдуин сначала хотел полностью убрать имя Хоукса из титров, но Уайлер настоял на том, что почти вся лента — заслуга Хоукса[2]. Фрэнсис Фармер, исполнившая главную роль, сначала была утверждена на роль дочери Барни, Эвви[3]. Андреа Лидс, в итоге перевоплотившаяся в этот образ, привлекла внимание создателей тем, что девять часов целовала трёх молодых актёров, пробовавшихся на роль жениха её героини[3]. По иронии судьбы, в фильм не вошли сцены с поцелуями Эвви[4].
Лотту первоначально должна была сыграть Мириам Хопкинс, только что поработавшая с Голдуином и Уайлером на съёмках «Этих троих»[4]. Хоуксу актриса в этой роли не понравилась, поэтому он рассчитывал на Лидс, до тех пор, пока не увидел Фармер[4]. Постановщик и артистка пересеклись на съёмках вестерна «Ритм на кручах[en]» и Хоукс был невероятно впечатлен ею[4]. После утверждения Фармер ее заработная плата составляла всего 75 долларов в неделю[2].
На главную мужскую роль, Барни Глазгоу, положил глаз Спенсер Трейси, но был вынужден отказаться от неё в силу контракта с компанией Metro-Goldwyn-Mayer[5]. Барни сыграл набиравший тогда популярность Эдвард Арнольд[en].
Дабы разработать этот неоднозначный образ, Фармер посещала лос-анджелесские кварталы красных фонарей и наблюдала за поведением и манерами проституток[4]. Спустя много лет, в интервью режиссёру Питеру Богдановичу, Хоукс признается, что Фармер, «пожалуй», лучшая актриса, с которой ему когда-либо доводилось работать[4].
В 1970-х годах у Хоукса была идея сделать ремейк «Приди и владей» в качестве вестерна с Клинтом Иствудом в роли Барни, но она так и не воплотилась в жизнь[5].
Картина была, в целом, положительно воспринята мировыми кинокритиками; её рейтинг на агрегаторе Rotten Tomatoes составляет 89%, основанных на 11 рецензиях[6]. Исполнитель роли шведа Свена Бострома Уолтер Бреннан был удостоен первой в карьере и истории премии «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
Фильмы Говарда Хоукса | |
---|---|
1930-е | Лицо со шрамом (1932) • Тигровая акула (1932) • Да здравствует Вилья! (1934) • Двадцатый век (1934) • Приди и владей (1936) • Воспитание крошки (1938) • Только у ангелов есть крылья (1939) |
1940-е | Его девушка Пятница (1940) • Сержант Йорк (1941) • С огоньком (1941) • Иметь и не иметь (1944) • Глубокий сон (1946) • Красная река (1948) • Рождение песни (1948) |
1950-е | Нечто из иного мира (1951) • Мартышкин труд (1952) • Вождь краснокожих и другие… (1952) • Джентльмены предпочитают блондинок (1953) • Рио Браво (1959) |
1960-е | Хатари! (1962) • Любимый спорт мужчин? (1964) • Красная линия 7000 (1965) • Эльдорадо (1967) |
1970-е | Рио Лобо (1970) |
Фильмы Уильяма Уайлера | |
---|---|
Вымогательство (1929) • Приди и владей (1936) • Эти трое (1936) • Додсворт (1936) • Тупик (1937) • Иезавель (1938) • Грозовой перевал (1939) • Человек с Запада (1940) • Письмо (1940) • Лисички (1941) • Миссис Минивер (1942) • Лучшие годы нашей жизни (1946) • Наследница (1949) • Детективная история (1951) • Сестра Керри (1952) • Римские каникулы (1953) • Часы отчаяния (1955) • Дружеское увещевание (1956) • Большая страна (1958) • Бен-Гур (1959) • Детский час (1961) • Коллекционер (1965) • Как украсть миллион (1966) • Смешная девчонка (1968) • Освобождение Л. Б. Джонса (1970) |
Приди и владей.