04-07-2023
Приднепровская железная дорога | |
Полное название: |
Придніпровська залiзниця |
---|---|
Годы работы: | |
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
Действующая |
Подчинение: | |
Награды: |
орден Ленина, 1971 г.[1] |
Протяжённость: |
3275,9 км |
Официальный сайт: |
dp.uz.gov.ua |
Приднепровская железная дорога (укр. Придніпровська залiзниця) — железная дорога, обслуживающая юго-восток Украины: Днепропетровскую область, Запорожскую область, часть Харьковской и Херсонской области, а также Автономную Республику Крым.
До 1936 года — Екатерининская железная дорога.
С 1936 по 1961 год — Сталинская железная дорога.
В состав железной дороги входят 244 станции, из них: 4 сортировочные, 7 пассажирских, 67 грузовых, 19 участковых.
Содержание |
Приднепровская железная дорога пролегает на юге Украины. Управление дороги в Днепропетровске. Эксплуатационная длина дороги (1990) — 3255 км. В состав дороги входит одна из старейших линий на юге страны Лозовая—Александровск (Запорожье) с ветвью на Нижнеднепровск у Екатеринослава, сданная в эксплуатацию в 1873[2].
Приднепровская железная дорога связывает Донбасс с Криворожским железорудным бассейном двумя широтными линиями Чаплино—Синельниково—Днепропетровск—Верховцево—Пятихатки и Камыш-Заря—Пологи— Запорожье—Апостолово—Кривой Рог— Тимково. Дорога обслуживает крупные промышленные центры: Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Павлоград, Никополь, Новомосковск и др., а также с.-х. районы.
Работа Приднепровской железной дороги характеризуется высоким удельным весом отправлений и прибытий грузов. Однако грузооборот дороги сравнительно невелик нз-за небольшой дальности перевозок. В 1990 грузооборот дороги составил около 88 млрд. т-км. В перевозках грузов преобладают железная и марганцевая руды, каменный уголь, кокс, чёрные металлы, промышленные товары, машины, оборудование, строительные материалы, флюсы, зерно. Грузонапряжённость перевозок 27 млн. т-км/км. В пассажирских перевозках Приднепровской железной дороги значительную долю составляет перемещение пассажиров в Крым и обратно по линии Лозовая—Запорожье—Мелитополь—Джанкой и далее к местам массового отдыха и лечения: Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосия. Интенсивный пассажирообмен существует с Московской, Донецкой, Одесской, Юго-Западной, Северо-Кавказской, Октябрьской, Львовской железными дорогами. Пассажирооборот составляет (1990) около 12 млрд. пасс-км. Развитию перевозок между Крымом и Кавказом на определённом этапе способствовало создание морской паромной переправы между ст. Крым и ст. Кавказ через Керченский пролив. К 1990 паромные перевозки намного сократились из-за отсутствия паромов нужного класса. На Приднепровской железной дороге хорошо развито пригородное пассажирское движение (св. 85% всех отправлений пассажиров), но из-за небольшой дальности доля пригородных пассажирских перевозок от суммарного пассажирооборота составляет ок. 25%.
В годы Великой Отечественной войны дорога была сильно разрушена. В ходе боёв и освобождения территории от противника железнодорожники осуществляли снабжение фронта, обслуживание перевозок, восстановление пути и подвижного состава. Тысячи железнодорожников участвовали в боевых операциях, вели работу в подполье. В послевоенные годы Приднепровская железная дорога была не только восстановлена, но и реконструирована, построены новые вокзалы, ж.-д. станции, искусственные сооружения, в т. ч. крупные мосты через Днепр. Главное меридиональное направление Лозовая — Запорожье — Симферополь — Севастополь переведено на электрическую тягу; электрифицированы основные широтные направления и пригородные участки. Электрической тягой выполняется 77% всего грузооборота, остальное — тепловозной. До 85% участков дороги оборудованы автоматичической блокировкой, до 95% — электрической централизацией стрелок и сигналов. Построены крупные сортировочные станции, оборудованные современные техническими средствами механизации и автоматизации. На погрузочно-разгрузочных работах применяются средства механизации. Высокопроизводитительные путевые машины используются для текущего содержания и ремонта пути.
Приднепровская железная дорога граничит с рядом железных дорог:
Железная дорога имеет 4 отделения:
Вокзал города Днепропетровск
Вокзал города Джанкой
Вокзал города Мелитополь
Вокзал поселка городского типа Новоалексеевка
Новый состав пригородного электропоезда "Симферополь-Севастополь" на вокзале города Симферополь
Вокзал города Синельниково
Вокзал города Феодосия
Вокзал станции Айвазовская города Феодосия
Приднепровская железная дорога.