Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Приразломная

14-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

(O)

«Приразломная»
Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», Баренцево море, Ненецкий АО
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 2 июля 2009 года посетил ОАО «ПО „Севмаш“. На фотографии: президент около макетов СПБУ „Арктическая“ (на переднем плане слева) и МЛСП „Приразломная“ (в центре)

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) „Приразломная“ — ледостойкая нефтяная платформа, предназначенная для разработки Приразломного месторождения в Печорском море. Является, в соответствии с Федеральным закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" искусственным сооружениеми или установкой на континентальном шельфе Российской Федерации. Объявлена в российских извещениях мореплавателям 10 декабря 2011 года, выпуск 51, 9956.51, как "Платформа буровая Приразломная" (в примечании "морская ледостойкая платформа(МЛСП)")[1]. Возможно, зарегистрирована в реестре строящихся судов в порту Нарьян-Мар[2]. Уникальность платформы обусловливается арктическими условиями, в которых она работает.

История

Управляющие компании

В мае 1992 года, в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 6 апреля 1992 года[3], было учреждено ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В приложенный к распоряжению состав учредителей вошли 20[4] организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», «Архангельскгеология» (с 1995 года — «Архангельскгеологодобыча», АГД) и другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений арктического шельфа.

15 марта 1993 года[5], на основании Указа Президента РФ от 30 ноября 1992 года[6], «Росшельф» получает лицензии сроком на 25 лет на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на Приразломном нефтяном месторождении и Штокмановском газоконденсатном месторождении.

В 2001 году ОАО «Газпром» и ОАО «НК „Роснефть“» подписали соглашение о совместном освоении ряда нефтяных и газовых месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Печорского и Баренцева морей. В 2002 году «Газпромом» (в лице «Росшельфа») и «Роснефтью» (в лице ОАО «НК „Роснефть-Пурнефтегаз“») создается ЗАО «Севморнефтегаз». В декабре 2002 года «Севморнефтегаз» получил лицензии на пользование недрами Приразломного и Штокмановского месторождений. В декабре 2004 года «Роснефть» продала «Газпрому» свою половину «Севморнефтегаза».[7]

Строительство

В 1995 году в 50-м цехе ПО «Севмаш» заложены днищевые секции первоначального проекта платформы «Печора» (по названию Печорского моря, в котором располагается Приразломное месторождение). В связи с изменениями проекта секции разбираются, новые чертежи поступают в мае 1996 года. Осенью 1996 года закладываются первые 16 секций МЛСП «Приразломная». Но из-за отсутствия финансирования строительство платформы приостанавливается на длительное время.[8]

С целью удешевления и ускорения строительства «Приразломной» в 2002 году было принято решение построить нижнюю часть платформы — кессон — силами российского предприятия ФГУП "ПО «Севмаш», а верхнюю часть — жилой, буровой и технический модули — срезать с выведенной из строя иностранной платформы. Потому 13 июля 2002 года «Севморнефтегаз» и «Севмаш» заключают договор на изготовление только опорного основания платформы. 22 августа 2002 года в качестве «донора» верхней части у норвежской компании Monitor TLP Ltd была куплена списанная платформа «Хаттон» (англ. Hutton), построенная в 1984 году.[8][9]

В 2003 году «Хаттон» за 21 день транспортировали из Норвегии в Кольский залив, где был произведен демонтаж оборудования и отделена верхняя часть платформы от нижней. В августе верхняя часть платформы — «Хаттон ТЛП» (англ. Hutton TLP) — была доставлена в акваторию «Севмаша».[9][10] В ходе постройки платформы в СМИ появилась информация о наличии радиоактивной «грязи» на приобретенном «Хаттоне». В частности, по словам специалистов «Севмаша», в системе пожарной сигнализации были обнаружены более 300 детекторов с использованием радиоизотопных извещателей. Также анализ проб с сепараторов, предназначенных для очистки поступающих из нефти сопутствующих природных материалов (типа песка и глины), выявил присутствие на их внутренних поверхностях, а также некоторых трубопроводов присутствие естественных радионуклидов, в основном радия-226 и тория-232.[11]

Дмитрий Медведев на фоне строящейся «Приразломной», 2 июля 2009 года

Кессонная часть платформы была разбита по проекту на четыре отдельные части, которые были построены соответственно 27 февраля[12] и 28 мая 2004 года[13], 12 мая[14] и 25 июня 2005 года[15]. В 2006 году производится состыковка суперблоков нижней части платформы и установка на неё верхней части «Хаттона».[16] 22 декабря 2006 года собранная на плаву платформа поднята со дна залива и отшвартована к достроечной набережной предприятия.

16 ноября 2010 года завершился этап заводского изготовления «Приразломной». Платформа начала движение в Мурманск на 35-й СРЗ для проведения второго этапа — достройки и пуско-наладочных работ.[17]

18 августа 2011 года от причала мурманского 35-го СРЗ начали процесс транспортировки платформы к месту добычи нефти. 26 августа, преодолев 540 миль с помощью четырёх буксиров, «Приразломная» прибыла на точку в Печорском море.[18][19]

Эксплуатация

Первое ЧП после вывода платформы в море случилось уже в середине октября того же 2011 года, когда во время 7-балльного шторма сорвало эвакуационный трап, позволяющий снимать персонал с борта платформы. Поскольку единственными очевидцами происшествия стали работники платформы, информация в СМИ появилась лишь в ноябре вместе с записями, снятыми на мобильные телефоны.[20]

До осени 2012 года платформа так и не была запущена в работу, после чего начало добычи отложили ещё на год — до сентября—октября 2013 года. Решение о переносе сроков добычи связывают с нерентабельностью проекта и выявленными Министерством природы нарушениями, не позволяющими начать бурение.[21] По словам самого генерального директора ООО «Газпром добыча шельф» Александра Манделя, российская промышленность не готова к выпуску оборудования, необходимого для разработки шельфовых месторождений. В качестве примера он упоминает платформу «Приразломная», «где 80 % оборудования — это брак, возвращаемый обратно»[22].

По подсчётам Организации «Гринпис» (по данным на конец 2012 года), с учётом себестоимости барреля добытой на Приразломном месторождении нефти (около 30 долларов), налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин, рентабельность проекта будет нулевой, даже если стоимость нефти на рынке составит 100 долларов за баррель. А при падении мирового спроса на углеводороды и снижении цен на нефть проект вообще теряет какой-либо смысл.[23]

C 2010 года на платформе функционирует вертолётная площадка[24], используемая для доставки персонала на платформу вертолётами из аэропорта Варандей.

Реакция природоохранных организаций

Ранним утром 24 августа 2012 года активисты Гринпис приняли участие в акции против добычи нефти в Арктике, подойдя на моторных лодках к «Приразломной» и закрепившись на швартовых канатах с помощью альпинистского снаряжения. Участники акции, в числе которых был исполнительный директор Гринпис Интернэшнл Куми Найду, развернули палатки прямо на отвесной стене платформы, готовясь провести в них несколько дней.[25][26] Спустя 15 часов экологи, поливаемые из пожарных брандспойтов работниками «Приразломной», отступили.[27][28]

Через несколько дней, 27 августа, была предпринята очередная акция протеста. На этот раз целью экологов стало стоящее на якоре вспомогательное судно «Анна Ахматова»[29], обеспечивающее доставку оборудования и людей на платформу. По словам Бориса Лихмана, исполняющего обязанности заместителя генерального директора компании «Арктикморнефтегазразведка», которой принадлежит судно, активисты привязали свою резиновую лодку к якорной цепи судна «Анна Ахматова», не давая поднять якорь.[30][31][32]

Сейчас в мире нет ни одной нефтедобывающей компании, которая может эффективно бороться с последствиями аварий на арктических широтах. Последствия разлива нефти на «Приразломной» будут огромны. А самое главное, мы в упор не видим экономической целесообразности использования этой платформы. Затраты на её работу колоссальные, риски тоже, а доля нефти в общем объёме её добычи в России минимальна — 2 %. И вообще, в чём я убежден, выводы носят приглаженный характер. Последствия розливов могут быть хуже.

— Роман Долгов, куратор арктического направления Гринпис России.[23]

События в сентябре 2013

18 сентября 2013 года активистами Гринпис была предпринята попытка проникновения на МЛСП «Приразломная». Шесть активистов спустились с корабля «Arctic Sunrise» и на надувных лодках подошли к платформе[33]. Сотрудниками подразделения специального назначения управления Пограничной службы ФСБ России по Мурманской области с «Приразломной» были задержаны и доставлены на борт ПСКР «Ладога» два неустановленных лица. В ходе операции производилась предупредительная стрельба из автомата АК-74 и артиллерийской установки пограничного корабля[34].

19 сентября управление Пограничной службы ФСБ России по Мурманской области в своём ответном письме на запрос председателя наблюдательной комиссии Мурманской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека указала, что гражданину Швейцарии Weber Marco Polo и гражданке Финляндии Saareia Sini Annukka, находившимся на воде в результате попытки проникновения на борт «Приразломной», была оказана немедленная помощь в связи с переохлаждением организма[35].

19 сентября судно «Arctic Sunrise» было принудительно остановлено сотрудниками Пограничной службы ФСБ России в исключительной экономической зоне Российской Федерации (с применением десанта с вертолёта), задержано и через некоторое время будет отконвоировано в Мурманск[36][37]. Следственный комитет РФ сообщил, что действия активистов могут иметь признаки пиратства (227 УК РФ)[38][39]. «Гринпис» заявила, что расценивает инцидент как вооружённый незаконный захват судна, которое не входило в трёхмильную запретную зону вокруг платформы[40].

Характеристики

Характеристики МЛСП «Приразломная»[41]
персонал 200 человек
расчетный срок службы 25 лет
масса верхняя часть 39 тыс.тонн
нижняя часть (кессон) 79 тыс.тонн
габариты общая высота 141 м
высота кессона 24,3 м
кессон в нижней части 126 x 126 м
кессон в верхней части 102 x 102 м
емкости танки для нефти 14 шт. (113 тыс.м3)
танки для воды 2 шт. (28 тыс.м3)
производительность суточная добыча нефти 21—22 тыс.т
суточная закачка воды 32 тыс.т
суточная добыча газа 1 млн.м3
автономность период отгрузки нефти
(при максимальном уровне добычи)
6 суток
смена вахт 15 суток
пополнение материалов 60 суток

Примечания

  1. http://structure.mil.ru/files/morf/military/files/NM1151.PDF стр 7,29
  2. Газпром Нефть Шельф» станет крупнейшим налогоплательщиком Ненецкого автономного округа.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 06.04.1992 № 656-р «О создании акционерного общества закрытого типа по освоению нефтегазовых ресурсов континентального шельфа».
  4. Пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об исключительных полномочиях акционерного общества „Российская компания по освоению шельфа“ (Росшельф) при освоении месторождений углеводородов на шельфе арктических морей Российской Федерации» (рус.). от 1999 года говорится уже о 29 учредителях и акционерах.
  5. Морская часть российской Арктики поделена (рус.). Гринпис России. Проверено 18 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  6. Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1517 «О мерах по ускорению работ по освоению нефтегазовых месторождений континентального шельфа Российской Федерации».
  7. Газпром — краткое описание компании (рус.). ngfr.ru. Проверено 16 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  8. ↑ «Приразломная»: Тернистый путь к шельфу (рус.). Корабел (5 ноября 2005). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  9. ↑ МЛСП «Приразломная» (рус.). Мурманчанин RU. Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  10. Баржу с норвежской платформой «Хаттон» тянут «за ноздрю» из Кольского залива (рус.). Правда.Ру (19 июня 2003 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  11. Радиация из оффшора, или Чиновник + Предприниматель = ЧП? (рус.). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  12. Дорога к шельфу (рус.). Корабел (2 марта 2004 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  13. Секондхэнд по госзаказу (рус.). Правда.Ру (31 мая 2004 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  14. На северодвинском «Севмашпредприятии» успешно строят платформу «Приразломная» (рус.). Правда.Ру (12 мая 2005 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  15. На финишную прямую выходит опорное основание «Приразломной» (рус.). «Корабел» (28 июня 2005 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  16. Северодвинск: на Севмаше монтаж морской стационарной платформы идет полным ходом (рус.). «Правда.Ру» (21 августа 2006 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  17. «Приразломная» отправилась в Мурманск (рус.). ИА «Двина-Информ» (18 ноября 2010 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  18. Платформа прибыла на точку (рус.). пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» (26 августа 2011). Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  19. «Приразломная» практически достигла места назначения (рус.). Издательский Дом Нефть и Капитал (26 августа 2011). Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  20. Первое ЧП на Приразломной: отвалился трап (рус.). Двинская Земля (10 ноября 2011 года). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.
  21. Облом с Приразломным (рус.). Газета.ru (21 сентября 2012). Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  22. Почему стоит «Приразломная»? (рус.). Северный рабочий (29 ноября 2012). Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  23. ↑ «Приразломная» дрейфует в неизвестность (рус.). Бизнес-класс Архангельск (30 ноября 2012). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2012.
  24. НА «ПРИРАЗЛОМНОЙ» НАЧАЛСЯ МОНТАЖ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ
  25. Началась акция на «Приразломной» (рус.). Гринпис России (24 августа 2012). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2012.
  26. Куми Найду поднялся на «Приразломную», требуя остановить бурение в Арктике (рус.). Гринпис России (24 августа 2012). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2012.
  27. Отступили, но не сдались. Акция на «Приразломной» (рус.). Гринпис России (24 августа 2012). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2012.
  28. Action On The Gazprom Prirazlomnaya. Greenpeace International. — Фотоотчет по акции протеста на «Приразломной» на Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  29. АННА АХМАТОВА
  30. Кому не нужна «Приразломная» (рус.). Радио Свобода (27 августа 2012). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2012.
  31. Активисты Гринписа приковали себя к «Анне Ахматовой» (рус.). РосБизнесКонсалтинг (27 августа 2012). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2012.
  32. Action On The Anna Akhmatova. Greenpeace International. — Фотоотчет по акции протеста у судна «Анна Ахматова» на Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
  33. Холодная война. Почему российские пограничники захватили судно «Гринпис» // АиФ, 20 сентября 2013
  34. В отношении противоправной деятельности судна «Арктик Санрайз». ФСБ России. Проверено 19 сентября 2013.
  35. Факс от Пограничного управления по Мурманской области от 19.09.2013 // Сайт Greenpeace
  36. Российские пограничники отконвоируют судно Greenpeace в Мурманск // Lenta.ru, 20 сентября 2013
  37. Ответный визит. Российские пограничники высадились с вертолёта на дежурящий в Арктике ледокол Greenpeace // Газета.ру, 2013-09-19
  38. Российские власти заподозрили активистов Greenpeace в пиратстве // Lenta.ru, 20 сентября 2013
  39. Команду «Арктик Санрайз» могут обвинить в пиратстве // BBC, 20 сентября 2013
  40. Greenpeace| Arctic Sunrise захвачен вооружёнными пограничниками // Greenpeace, 2013-09-19
  41. МЛСП «Приразломная» (рус.). ОАО «ПО «Севмаш» (12 октября 2010). Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 5 июля 2012.

Ссылки

  • МЛСП «Приразломная» — Фотогалерея (рус.). ОАО «ПО «Севмаш». Архивировано из первоисточника 11 мая 2012.
  • Приразломное нефтяное месторождение (рус.). Газпром. Проверено 15 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2012.

Приразломная.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06