14-04-2023
(O)
Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) „Приразломная“ — ледостойкая нефтяная платформа, предназначенная для разработки Приразломного месторождения в Печорском море. Является, в соответствии с Федеральным закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" искусственным сооружениеми или установкой на континентальном шельфе Российской Федерации. Объявлена в российских извещениях мореплавателям 10 декабря 2011 года, выпуск 51, 9956.51, как "Платформа буровая Приразломная" (в примечании "морская ледостойкая платформа(МЛСП)")[1]. Возможно, зарегистрирована в реестре строящихся судов в порту Нарьян-Мар[2]. Уникальность платформы обусловливается арктическими условиями, в которых она работает.
В мае 1992 года, в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 6 апреля 1992 года[3], было учреждено ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В приложенный к распоряжению состав учредителей вошли 20[4] организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», «Архангельскгеология» (с 1995 года — «Архангельскгеологодобыча», АГД) и другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений арктического шельфа.
15 марта 1993 года[5], на основании Указа Президента РФ от 30 ноября 1992 года[6], «Росшельф» получает лицензии сроком на 25 лет на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на Приразломном нефтяном месторождении и Штокмановском газоконденсатном месторождении.
В 2001 году ОАО «Газпром» и ОАО «НК „Роснефть“» подписали соглашение о совместном освоении ряда нефтяных и газовых месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Печорского и Баренцева морей. В 2002 году «Газпромом» (в лице «Росшельфа») и «Роснефтью» (в лице ОАО «НК „Роснефть-Пурнефтегаз“») создается ЗАО «Севморнефтегаз». В декабре 2002 года «Севморнефтегаз» получил лицензии на пользование недрами Приразломного и Штокмановского месторождений. В декабре 2004 года «Роснефть» продала «Газпрому» свою половину «Севморнефтегаза».[7]
В 1995 году в 50-м цехе ПО «Севмаш» заложены днищевые секции первоначального проекта платформы «Печора» (по названию Печорского моря, в котором располагается Приразломное месторождение). В связи с изменениями проекта секции разбираются, новые чертежи поступают в мае 1996 года. Осенью 1996 года закладываются первые 16 секций МЛСП «Приразломная». Но из-за отсутствия финансирования строительство платформы приостанавливается на длительное время.[8]
С целью удешевления и ускорения строительства «Приразломной» в 2002 году было принято решение построить нижнюю часть платформы — кессон — силами российского предприятия ФГУП "ПО «Севмаш», а верхнюю часть — жилой, буровой и технический модули — срезать с выведенной из строя иностранной платформы. Потому 13 июля 2002 года «Севморнефтегаз» и «Севмаш» заключают договор на изготовление только опорного основания платформы. 22 августа 2002 года в качестве «донора» верхней части у норвежской компании Monitor TLP Ltd была куплена списанная платформа «Хаттон» (англ. Hutton), построенная в 1984 году.[8][9]
В 2003 году «Хаттон» за 21 день транспортировали из Норвегии в Кольский залив, где был произведен демонтаж оборудования и отделена верхняя часть платформы от нижней. В августе верхняя часть платформы — «Хаттон ТЛП» (англ. Hutton TLP) — была доставлена в акваторию «Севмаша».[9][10] В ходе постройки платформы в СМИ появилась информация о наличии радиоактивной «грязи» на приобретенном «Хаттоне». В частности, по словам специалистов «Севмаша», в системе пожарной сигнализации были обнаружены более 300 детекторов с использованием радиоизотопных извещателей. Также анализ проб с сепараторов, предназначенных для очистки поступающих из нефти сопутствующих природных материалов (типа песка и глины), выявил присутствие на их внутренних поверхностях, а также некоторых трубопроводов присутствие естественных радионуклидов, в основном радия-226 и тория-232.[11]
Кессонная часть платформы была разбита по проекту на четыре отдельные части, которые были построены соответственно 27 февраля[12] и 28 мая 2004 года[13], 12 мая[14] и 25 июня 2005 года[15]. В 2006 году производится состыковка суперблоков нижней части платформы и установка на неё верхней части «Хаттона».[16] 22 декабря 2006 года собранная на плаву платформа поднята со дна залива и отшвартована к достроечной набережной предприятия.
16 ноября 2010 года завершился этап заводского изготовления «Приразломной». Платформа начала движение в Мурманск на 35-й СРЗ для проведения второго этапа — достройки и пуско-наладочных работ.[17]
18 августа 2011 года от причала мурманского 35-го СРЗ начали процесс транспортировки платформы к месту добычи нефти. 26 августа, преодолев 540 миль с помощью четырёх буксиров, «Приразломная» прибыла на точку в Печорском море.[18][19]
Первое ЧП после вывода платформы в море случилось уже в середине октября того же 2011 года, когда во время 7-балльного шторма сорвало эвакуационный трап, позволяющий снимать персонал с борта платформы. Поскольку единственными очевидцами происшествия стали работники платформы, информация в СМИ появилась лишь в ноябре вместе с записями, снятыми на мобильные телефоны.[20]
До осени 2012 года платформа так и не была запущена в работу, после чего начало добычи отложили ещё на год — до сентября—октября 2013 года. Решение о переносе сроков добычи связывают с нерентабельностью проекта и выявленными Министерством природы нарушениями, не позволяющими начать бурение.[21] По словам самого генерального директора ООО «Газпром добыча шельф» Александра Манделя, российская промышленность не готова к выпуску оборудования, необходимого для разработки шельфовых месторождений. В качестве примера он упоминает платформу «Приразломная», «где 80 % оборудования — это брак, возвращаемый обратно»[22].
По подсчётам Организации «Гринпис» (по данным на конец 2012 года), с учётом себестоимости барреля добытой на Приразломном месторождении нефти (около 30 долларов), налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин, рентабельность проекта будет нулевой, даже если стоимость нефти на рынке составит 100 долларов за баррель. А при падении мирового спроса на углеводороды и снижении цен на нефть проект вообще теряет какой-либо смысл.[23]
C 2010 года на платформе функционирует вертолётная площадка[24], используемая для доставки персонала на платформу вертолётами из аэропорта Варандей.
Ранним утром 24 августа 2012 года активисты Гринпис приняли участие в акции против добычи нефти в Арктике, подойдя на моторных лодках к «Приразломной» и закрепившись на швартовых канатах с помощью альпинистского снаряжения. Участники акции, в числе которых был исполнительный директор Гринпис Интернэшнл Куми Найду, развернули палатки прямо на отвесной стене платформы, готовясь провести в них несколько дней.[25][26] Спустя 15 часов экологи, поливаемые из пожарных брандспойтов работниками «Приразломной», отступили.[27][28]
Через несколько дней, 27 августа, была предпринята очередная акция протеста. На этот раз целью экологов стало стоящее на якоре вспомогательное судно «Анна Ахматова»[29], обеспечивающее доставку оборудования и людей на платформу. По словам Бориса Лихмана, исполняющего обязанности заместителя генерального директора компании «Арктикморнефтегазразведка», которой принадлежит судно, активисты привязали свою резиновую лодку к якорной цепи судна «Анна Ахматова», не давая поднять якорь.[30][31][32]
Сейчас в мире нет ни одной нефтедобывающей компании, которая может эффективно бороться с последствиями аварий на арктических широтах. Последствия разлива нефти на «Приразломной» будут огромны. А самое главное, мы в упор не видим экономической целесообразности использования этой платформы. Затраты на её работу колоссальные, риски тоже, а доля нефти в общем объёме её добычи в России минимальна — 2 %. И вообще, в чём я убежден, выводы носят приглаженный характер. Последствия розливов могут быть хуже.
— Роман Долгов, куратор арктического направления Гринпис России.[23]
18 сентября 2013 года активистами Гринпис была предпринята попытка проникновения на МЛСП «Приразломная». Шесть активистов спустились с корабля «Arctic Sunrise» и на надувных лодках подошли к платформе[33]. Сотрудниками подразделения специального назначения управления Пограничной службы ФСБ России по Мурманской области с «Приразломной» были задержаны и доставлены на борт ПСКР «Ладога» два неустановленных лица. В ходе операции производилась предупредительная стрельба из автомата АК-74 и артиллерийской установки пограничного корабля[34].
19 сентября управление Пограничной службы ФСБ России по Мурманской области в своём ответном письме на запрос председателя наблюдательной комиссии Мурманской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека указала, что гражданину Швейцарии Weber Marco Polo и гражданке Финляндии Saareia Sini Annukka, находившимся на воде в результате попытки проникновения на борт «Приразломной», была оказана немедленная помощь в связи с переохлаждением организма[35].
19 сентября судно «Arctic Sunrise» было принудительно остановлено сотрудниками Пограничной службы ФСБ России в исключительной экономической зоне Российской Федерации (с применением десанта с вертолёта), задержано и через некоторое время будет отконвоировано в Мурманск[36][37]. Следственный комитет РФ сообщил, что действия активистов могут иметь признаки пиратства (227 УК РФ)[38][39]. «Гринпис» заявила, что расценивает инцидент как вооружённый незаконный захват судна, которое не входило в трёхмильную запретную зону вокруг платформы[40].
персонал | 200 человек | |
расчетный срок службы | 25 лет | |
масса | верхняя часть | 39 тыс.тонн |
нижняя часть (кессон) | 79 тыс.тонн | |
габариты | общая высота | 141 м |
высота кессона | 24,3 м | |
кессон в нижней части | 126 x 126 м | |
кессон в верхней части | 102 x 102 м | |
емкости | танки для нефти | 14 шт. (113 тыс.м3) |
танки для воды | 2 шт. (28 тыс.м3) | |
производительность | суточная добыча нефти | 21—22 тыс.т |
суточная закачка воды | 32 тыс.т | |
суточная добыча газа | 1 млн.м3 | |
автономность | период отгрузки нефти (при максимальном уровне добычи) |
6 суток |
смена вахт | 15 суток | |
пополнение материалов | 60 суток |
Приразломная.