Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Проблема 2024

31-05-2023

Проблема 2024[1] — общее название круга вопросов, связанных с возможным транзитом власти в России после окончания у В. В. Путина президентских полномочий весной 2024 года[2]. С учётом роли, которую Путин играл в российской политике в течение четверти столетия, очевидно, что недооценка данной проблемы чревата социальными последствиями.

Преемственность курса

С 2018—2019 годов шли интенсивные дискуссии по проблеме. Рассматривались — и не отпали сейчас — следующие варианты решения:

Согласно пункту 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, действовавшей до середины лета 2020 года, одно и то же лицо не могло занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд[4]. Это означало, что Владимир Путин, который избран президентом в 2012 году и переизбран в 2018 году, не мог бы участвовать в президентских выборах 2024 года.

По мнению Екатерины Шульман, в контексте «Проблемы 2024» идёт поиск широкого элитного пакта, альтернативой которому является война всех против всех[5]. По мнению Олега Чернозуба, российская элита найдёт пути решения данной проблемы[2], к примеру, Валерий Зорькин предлагал изменить конституцию[6], Вячеслав Володин предложил расширить полномочия парламента[7].

Валерий Фёдоров заявил, что «Проблема 2024» в общественном сознании россиян не стоит[8], при этом собранные Левада-Центром участники фокус-групп выделили два основных сценария её решения: сохранение Владимиром Путиным президентских полномочий и назначение преемника[9].

Экспертами формулировался ряд предположений о возможном переносе выборов, изменении Конституции[10], а также о том, что Владимир Путин может занять другую позицию во власти, как это было в период с 2008 по 2012 годы, и снова баллотироваться на пост президента в 2030 году[11][12]. В целом выделяется несколько сценариев развития событий в политическом поле России в 2024 году[3]:

  • Конкурентные свободные выборы
    Один из наименее вероятных сценариев, когда следующий после Путина президент РФ будет определяться в результате открытой политической борьбы[3] без участия Путина или его назначенцев-протеже.
  • Назначение преемника[13]
    Один из наиболее вероятных сценариев, когда Владимир Путин назначит своего преемника, который будет основным кандидатом президентских выборов 2024 года[2]. Таким же образом была решена проблема транзита власти в конце второго срока Бориса Ельцина, и в конце второго срока самого Владимира Путина, когда президентом стал Дмитрий Медведев[3]. Участниками фокус-групп в числе возможных преемников Путина часто называются имена Дмитрия Медведева, Сергея Шойгу, Михаила Мишустина, реже — Сергея Лаврова, Сергея Собянина или даже Павла Грудинина, многие заявляют, что это будет пока неизвестный, «свежий» человек[9].
  • Изменение Конституции РФ[13] — см. поправки к Конституции России (2020)
    Сценарий, при котором ограничения, не позволяющие Владимиру Путину оставаться на посту президента РФ, будут отменены[3]. 23 марта 2018 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Путин не собирается менять Конституцию и, если будет какая-либо конституционная реформа, она не будет касаться президентских полномочий[14][15]. Сергей Марков говорит, что неоднократные заявления В. Путина о том, что отмены сроков полномочий не будет, завели обсуждение возможных сценариев на 2024 год в тупик[16]. Обсуждалось даже объединение с Белоруссией[17]. 10 марта 2020 года Владимир Путин заявил о согласии на «обнуление» президентских сроков по соответствующему решению Конституционного суда РФ[18].
  • Занятие Путиным иных постов
    В качестве варианта предполагаются посты председателя правительства Российской Федерации[19] с расширенными полномочиями[16][20] или председателя Государственной думы[3]. Этот вариант предполагает расширение полномочий парламента[16]. Также политологами обсуждается возможность передачи полномочий Совету Безопасности или Государственному совету Российской Федерации[17]. Возможно также сохранение Путиным политической власти без занятия формальной должности[19].

По мнению политолога Кирилла Рогова, конституционный дизайн российской государственности остаётся неясным в связи с неудачным опытом «тандема Медведев—Путин» и отсутствием институтов распределённой власти[21]. Кроме явного конфликта между политическим режимом Путина и государственным строем, проблемой также является невозможность для Путина гарантировать безопасность себе и своим близким в случае ухода от власти[22]. Однако к уходу его может подтолкнуть плохое состояние здоровья[22].

Владимир Путин до 2020 года отрицательно высказывался о возможности своего участия в выборах 2024 года (например, 25 мая 2018 года на встрече с руководителями информационных агентств в рамках Петербургского международного экономического форума[23]) и выборах 2030 года — в ответе на вопрос журналиста 18 марта 2018 года[24]. Также Путин неоднократно отрицал наличие намерений изменить Конституцию (в интервью с Мегин Келли в марте 2018 года[25] и для австрийского телеканала ORF в июне 2018 года[26]).

Однако поправки 2020 года к Конституции России убрали из пункта по ограничению сроков слово «подряд», не позволявшее в принципе одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков. Также поправки содержали «обнуление» — разрешение гражданам, уже занимавшим на момент принятия поправок пост президента (Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву), занимать этот пост ещё 2 срока. Конституционный суд, в 1998 году запретивший Борису Ельцину идти на третий президентский срок в похожей ситуации, на этот раз принял противоположное решение[27]. Во время подготовки к голосованию по поправкам Путин допустил своё участие в выборах 2024 года[28]. Последний вариант до 2020 года обсуждался сугубо абстрактно, ибо противоречил действовавшему тогда положению Конституции, запрещавшему трёхкратное подряд избрание, но летом 2020 года была проведена соответствующая конституционная реформа, и вариант стал допустимым законодательно, что не обесценивает других вышеуказанных путей обеспечения преемственности политического курса.

В более узком смысле, под «Проблемой 2024» понималось изыскание возможностей переизбрания В. В. Путина президентом России в 2024 году, для чего было необходимо урегулировать юридическую сторону допуска Путина как кандидата и гарантировать поддержку избирателей. Юридический момент теперь преодолён. На уровень поддержки могут повлиять препятствия, обозначенные далее. Для повышения электоральных результатов Путина-кандидата могут быть организованы выборы с использованием электронного голосования (по оценке политолога Александра Кынева, по итогам муниципальных выборов в Москве 2022 года электронное голосование оказалось дискредитировано, и его использование на президентских выборах делегитимизирует эти выборы на старте[29]).

30 сентября 2022 года политолог Аббас Галлямов опубликовал доклад «Проект „Преемник“: перспективы, условия, кандидаты», посвящённый теме смены власти в России[30].

Политические препятствия

Вторжение на Украину

Серьёзным обстоятельством в преддверии выборов 2024 года явились вторжение России на Украину и последовавшие за ним санкции — что обеспокоило Администрацию Президента и стало дестабилизирующим фактором, с которым нужно считаться и который создаёт риски для переизбрания Путина[31].

Некоторые аналитики высказывали мнения, что выборы могут явиться переломными для современной истории России и критически повлиять на события в стране, равно как и на ход боевых действий. Как считает AEI, власть РФ не способна абсолютно полностью поставить выборы под контроль, и, ввиду поражений на фронте, медленной атомизации общества, а также конфликтов внутри властной верхушки — это всё создаёт гремучую смесь, которая может взорваться во время выборов. Причём вероятность такого исхода прямо зависит от положения на фронте, и, собственно, сами выборы зависят от этого положения. Если правительство Путина сможет удержать фронт до проведения выборов без значимых проблем — это даст возможность восстановления порядка внутри властных структур, остановки междоусобной борьбы и заполучения некоторой легитимности и поддержки населения. В обратном же случае, если фронт будет прорван ВСУ и Россия потеряет значимые из занятых ею территорий, — это приведёт к многократному усилению внутриусобной борьбы за власть и тем самым снизит консолидацию власти и её бюрократического аппарата, что может обернуться катастрофой на выборах[32].

По мнению Андрея Фёдорова, факт затягивания боевых действий сильно ставит под сомнение готовность избирателей отдать голоса за Путина, а равно и легитимность выборов. Сама же NBC News считает, что Путин сможет победить только при наличии ощутимых успехов на фронте, в противном же случае его поддержка будет в большинстве своём крайне и крайне шаткой[33].

Пенсионная реформа

Сразу после президентских выборов 2018 года, вопреки многократным предшествующим заверениям «сверху» в отсутствии подобных планов, в России была начата пенсионная реформа, сводящаяся к повышению пенсионного возраста. Большинство граждан восприняли такое решение как жёсткое расторжение властью «общественного договора». Высказываются мнения, что для переизбрания В. В. Путина в 2024 году, если он будет выдвинут, необходима отмена или радикальная корректировка данной реформы[34].

Примечания

  1. Wayback Machine
  2. 1 2 3 В. В. Фёдоров, Ю. М. Баскакова, Л. Г. Бызов, О. Л. Чернозуб, М. В. Мамонов, И. В. Гаврилов, М. А. Вядро. Выборы на фоне Крыма: электоральный цикл 2016—2018 гг. и перспективы политического транзита / В. В. Фёдоров. — ВЦИОМ, 2018. — 993 с. — ISBN 9785041523244.
    стр. 531-532 (Часть 3. Политическая футурология.): ...[выборы 2016-2018] не подвели черту, но обозначили старт длительного переходного периода - транзита, который ожидает нас в 2024 г...
    ...Выборы 2024 вряд ли станут полем решающей битвы за смену власти в России - последний раз это происходило в 1996 г., после чего наш политический класс научился решать подобные критические конфликты ДО, а не в ходе выборов...
    стр. 703: Даже приближение 2024 совершенно не делает В. Путина, как это бывает в конкурентных политических системах, "хромой уткой", поскольку только он сохраняет контроль над решением проблемы преемственности и только от него зависит, кто и на каких условиях получит статус преемника.
  3. ↑ Архивировано 1 августа 2019 года.
  4. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398. Глава 4. Президент Российской Федерации.
  5. Архивировано 1 августа 2019 года.
    Главная тема нового политического цикла — трансфер власти. Очень скоро «система» осознает, что эта власть не может быть передана одному человеку. Более того, Путин уже не вполне контролирует пирамиду этой власти, на периферии которой активно действуют разнообразные прокси-агенты. Эта ключевая проблема режима может найти разрешение либо в широком элитном пакте, либо в войне всех против всех.
    ...
    Оптимистический сценарий тут тот, который в политологии называется «пробуждением спящих институтов» в комбинации с любыми формами внутриэлитных договоренностей по образцу пакта Монклоа или Великой хартии вольностей. Для этого потребуется осознание элитами необходимости каких-то иных гарантий неприкосновенности жизни и собственности, кроме надежд на верховного хранителя внутриэлитного баланса. Пессимистический — война всех против всех с привлечением воюющими сторонами негосударственных агентов насилия — любых вариантов парамилитарис, корпоративных и/или региональных. Реалистический сценарий — комбинация первого и второго, уничтожение тех акторов и групп интересов, которые сумели восстановить против себя всех остальных, и договоренности между оставшимися.
    Политический режим, Коллективная бюрократия, трансфер власти и новые ренты
  6. Архивировано 1 августа 2019 года.
  7. Архивировано 1 августа 2019 года.
  8. Архивировано 31 июля 2019 года.
  9. ↑ Архивировано 1 августа 2019 года.
  10. Архивировано 21 марта 2018 года.
  11. Forbes». — 21 июня 2018 года
  12. Bloomberg». — 21 марта 2019 года
  13. ↑ Архивировано 30 июня 2019 года.
    У Владимира Путина сейчас нет законных способов остаться руководителем страны после 2024 года... К 2024 году Кремль может готовить две политические стратегии: либо снова искать преемника, как это уже было десять лет назад, либо менять Конституцию под действующего президента.
  14. Архивировано 9 декабря 2018 года.
  15. Архивировано 13 июня 2018 года.
  16. ↑ Архивировано 28 июля 2019 года.
  17. ↑ Кремль продумал несколько сценариев, чтобы Путин ещё долго оставался у власти. 19rus.info. Дата обращения: 1 августа 2019. Архивировано 1 августа 2019 года.
  18. Архивировано 1 сентября 2020 года.
  19. ↑ ISBN 9781538114278.
  20. Архивировано 28 июля 2019 года.
  21. Архивировано 1 августа 2019 года.
    Наконец, структурный характер носит проблема 2024 года. Дело не столько в личности Владимира Путина, сколько в системе патронажа, при которой интересы элитных групп и кланов могут быть гарантированы только на основе личных уний. Власть нового лидера возникает из самого факта отмены прежних гарантий и преференций и раздачи новых. Опыт постсоветского «преемничества» в основном демонстрирует, что преемник, сохраняя лояльность «крестному отцу», будет разрушать старую клиентелу, чтобы создать новую. Даже опыт с «контролируемым преемником», или «тандемом», 2008–2012 годов не выглядит удачным: по мнению Кремля, он создал угрозу раскола элит и опасной политизации общества.

    Институты распределенной власти и широких коалиций в формате «правящей партии» также не были созданы (хотя определённые шаги в этом направлении предпринимались) и вряд ли будут созданы за оставшееся время. Вообще, в мире авторитаризмов в последние десятилетия основной тренд — это персоналистские режимы, в то время как партийные авторитаризмы мутируют, а их число сокращается. Непопулярна партийная модель и у российского населения. Наконец, внешняя конфронтация, которая остается сегодня ключевым элементом легитимации режима, также требует символической персонализации «защитника нации».

    Все эти аргументы работают в пользу того, что Владимир Путин сохранит за собой формальные политические полномочия за пределами своего пятого срока. А это значит, что даже то, каким к 2024 году будет конституционный дизайн российской государственности, сегодня неизвестно.
    Политэкономия - Непреемственность власти
  22. ↑ Архивировано 28 июля 2019 года.
  23. Встреча с руководителями международных информагентств. kremlin.ru (25 мая 2018). Дата обращения: 8 декабря 2018. Архивировано 1 декабря 2018 года. «Я всегда строго придерживался и придерживаюсь Конституции Российской Федерации. В Конституции ясно прописано: не более двух сроков подряд. Сейчас у меня второй срок подряд. Не более двух сроков подряд. И, как Вы помните, я был дважды до этого Президентом, а потом покинул должность Президента, пост Президента, потому что Конституция не позволяла избираться в третий раз. Вот и всё. И я намерен придерживаться этого правила и в будущем».
  24. Архивировано 9 декабря 2018 года.«Послушайте меня, мне кажется, то, что вы говорите — это немножко смешно. Давайте посчитаем, я что — до 100 лет здесь буду сидеть? Нет».
  25. Архивировано 9 декабря 2018 года.
  26. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  27. Ведомости
  28. Профиль
  29. Youtube, 13.09.2022)
  30. Архивировано 2 октября 2022 года.
  31. Архивировано 22 марта 2023 года.
  32. Архивировано 30 января 2023 года.
  33. Архивировано 23 марта 2023 года.
  34. Архивировано 26 июня 2023 года.

Проблема 2024.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06