19-10-2023
Произво́дственный форма́т — кинематографический формат на киноплёнке, пригодный для изготовления оригинального негатива кинофильма или промежуточных материалов — контратипа, дубльнегатива и т. д. Некоторые производственные форматы непригодны для печати совмещённых фильмокопий, поскольку место, предназначенное для печати оптической фонограммы, занято на них изображением, или использован нестандартный шаг кадра. К таким производственным форматам относятся[1] популярные «Супер-35», «Супер-16», «Технископ», УФК и некоторые другие форматы. С негатива таких форматов возможна только оптическая печать на любой из прокатных форматов, то есть изменение масштаба изображения, а часто и соотношения сторон кадра.
Содержание |
Бурное развитие киноформатов, пригодных только для создания рабочего негатива, связано с ростом популярности телевидения и необходимостью согласования широкоэкранного кинотеатрального и классического телевизионного изображений. Для телевизионного кинопоказа не обязательно наличие совмещённой фонограммы[2], занимающей место на киноплёнке. В настоящее время производственные форматы «Супер-35» и «Супер-16» практически вытеснили из кинопроизводства все остальные из-за распространения цифровых технологий, в которых такие форматы гораздо выгоднее прокатных, в том числе потому, что наиболее эффективно используют площадь киноплёнки. Оригинальный негатив сканируется и дальнейшая работа с фильмом проходит с помощью компьютера. При такой технологии для монтажа не требуется физическая склейка отрезков негатива, требующая широкого межкадрового промежутка, который отсутствует у производственных форматов. Кроме того, большинство таких форматов позволяют существенно экономить дорогостоящую киноплёнку, благодаря укороченному шагу кадра. Так, вариант формата «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации позволяет экономить 25% киноплёнки по сравнению с большинством прокатных форматов со стандартным шагом кадра.
Производственный формат может быть также прокатным, если контактная печать позволяет получить с негатива фильмокопию, пригодную для демонстрации в кинотеатрах. Это относится ко всем традиционным форматам на 35-мм киноплёнке — обычному, широкоэкранному и кашетированному. Большинство широкоформатных киносистем используют для съёмки негативную киноплёнку шириной 65-мм, а для производства прокатных совмещённых фильмокопий плёнку 70-мм, однако все они позволяют контактную печать в том же формате, следовательно являются и производственными и прокатными. Некоторые форматы, являющиеся производственными и прокатными, могут использоваться главным образом, для съёмки негатива, поскольку мало распространёны в кинопрокате. Так, многие фильмы в форматах Ultra Panavision 70 или Technirama перепечатывались на фильмокопии формата Todd-AO, широко распространённого в прокате. Существуют кинематографические системы, негатив которых снимается только в производственном формате, а позитив печатается только в прокатном. Например, формат «Синемаскоп-55» был основан на формате негатива, существенно превосходившем позитив по размерам и имевшем другую перфорацию[3].
Б. Н. Коноплев Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1975. — С. 32. — 448 с.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |
Производственный киноформат.