12-10-2023
Про́прий (позднелат. proprium, от proprius — особый, характерный), в католическом богослужении римского обряда изменяемые (в зависимости от праздника данного дня) литургические тексты и их распевы. Хотя проприальными могут быть песнопения и мессы и оффиция (службы часов), на практике термин проприй чаще относят только к мессе (лат. Proprium missae).
Проприальными песнопениями мессы являются: интроит, градуал, аллилуйя, офферторий, тракт, секвенция, коммунио (причастный антифон).
При том что в многоголосной музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения чаще распевались тексты ординария, известны и многоголосные распевы проприя, например, в сборнике XII века «Magnus liber organi», составление которого приписывают композиторам школы Нотр-Дам. В XVI веке особенно значительны сборники О. Лассо (Patrocinium musices, 1574) и «Choralis Constantinus» Г. Изака (1550—1555); последний представляет собой 99 (!) циклов проприальных песнопений[1]. В начале XVII века У. Бёрд опубликовал 2 тома многоголосных обработок градуалов (1605 и 1607). В Новое время широчайшее распространение получили мелодия и текст секвенции Dies irae.
Проприй.