18-10-2023
Проскуряков Лавр Дмитриевич | |
Дата рождения: |
18(30) августа 1858 |
---|---|
Место рождения: |
с. Борисовка, Воронежская губернии, Российская империя |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
г. Москва |
Страна: | |
Научная сфера: |
мостостроение |
Альма-матер: |
Петербургский институт путей сообщения |
Награды и премии |
|
Ла́вр Дми́триевич Проскуряко́в (18(30) августа 1858, с. Борисовка, Воронежская губ. — 14 сентября 1926, Москва) — русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроение и строительной механики.
Содержание |
Проскуряков Л.Д.[1] родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.
С 1887 — преподаватель кафедры мостов в том же институте.
1895 — автор моста через Енисей. По величине пролетов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку и Волхов и через Волгу у Казани. На Транссибе Проскуряков проектирует мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень-Омск.
В том же году Проскуряков едет в Лондон на сессию Международного железнодорожного конгресса, посещает лаборатории Цюриха, Парижа, Мюнхена, Вены, Берлина, знакомится с лучшими механическими лабораториями Запада и, разумеется, привозит оттуда в Институт новейшие механизмы и приборы.
1896 — мост через реку Которосль у Ярославля.
1900 — Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за проект моста через Енисей.
1904 - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа
В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе МК МЖД, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева, были построены два железнодорожных моста через реку Москву — Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 г. (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 гг. — перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).
Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост назвали Алексеевским.
Проскуряковым впервые была предложена т. н. статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.
В 1902 году Проскуряков публикует полный курс строительной механики «Сопротивление материалов» (ч. 1), а в 1907 году — «Статика сооружений» (ч. 2) и работу «К расчету сквозных ферм». Эти труды вошли в золотой фонд науки. Курс «Строительной механики» выдержал шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало учебником для всех технических вузов страны.
http://www.old.kurskcity.ru/people/shg0803063.html
Проскуряков, Лавр Дмитриевич.