09-10-2023
Дхарма · Артха · Кама |
Веды · Упанишады |
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша |
Пурушаме́дха (санскр. पुरुषमेध puruṣamedha IAST — «жертвоприношение человека») — ведический ритуал принесения в жертву человека, описанный в Кришна Яджур-веде (Ваджасанейи-самхита, 30-31). Стихи описывают людей всех варн как привязанных к доле в жертвоприношении и предлагаемых Праджапати.
Согласно тексту Пуруша-сукты, вся вселенная была сотворена в результате жертвоприношения богами космического гиганта Пуруши, из которого произошли все живые существа, материальные объекты, различные абстрактные понятия. Ритуал Пурушамедхи мыслился как принесение в жертву сотворённого (человека) Творцу (Пуруше) или как один из ритуалов плодородия.
Содержание |
В самих текстах ведической литературы нет однозначного указание на завершение ритуала — убивать или нет человека во время совершения Пурушамедхи: в одном месте Шатапатха-брахманы[1] есть указание на то, что жертва или жертвы должны быть освобождены невредимыми по окончании ритуала; в другом месте прямо говорится о том, что жертва должна быть принесена — т.е., человек должен быть умерщвлён[2]. Однако можно сказать, что человеческие жертвы приносились, о чём свидетельствуют найденные археологами человеческие черепа и кости на местах проведения огненных жертвоприношений[3]. Надо отметить, что в самой ведической литературе — в Брахманах и в шраута-сутрах — есть специализированные списки того, что можно приносить в жертву во время яджны и человек в этих списках занимает первое место как наивысшая из жертв[4]
Согласно мнению британского индолога Ральфу Гриффиту[5], ритуал Пурушамедхи очень близок ритуалу Ашвамедхи как по ритуальному содержанию, так и по исполнению:
...человек это наивысшая из жертв; мужчина или женщина любого народа, строения тела, цвета кожи, характера и профессии, привязывались к жертвенному столбу как и домашние или дикие животные, перечисленные в книге XXIV [ВС 24]. Эти номинальные жертвы впоследствии освобождались непострадавшими и, согласно тексту Кришна Яджур-веды, вся церемония была чисто символической.[6] |
По мнению же Р.Н. Дандекара[7] и некоторых других индологов, можно говорить о том, что в ранний период ведической цивилизации (приблизительно до начала кодификации старейших из Брахман) принесение человека в жертву было обычной практикой — так, в Кришна Яджур-веде есть указание в определённых случаях приносить в жертву до 184 человек разных сословий и варн, в том числе и из варны брахманов. Однако позднее, когда варна брахманов начала занимать ведущие позиции в обществе, замена реальных жертв на символические была неизбежна. Как указывает нидерландский индолог Ян Хаубен[8], нет никаких оснований считать Пурушамедху символическим ритуалом — в противном случае она никогда бы не была внесена в так называемый список Кали-варджьяс (kali-varjyas — действия, запрещённые в Кали-югу). По его мнению, символизация жертвы начала происходить в связи с ростом влияния буддизма и джайнизма (религий, в которых одним из основных моментов является ахимса) и кодификацией Шатапатха-брахманы и составлением Чхандогья-упанишады (в которой ахимса названа одной из добродетелей). В дальнейшем, в шраманический период (с ростом философской школы Мимансы и утверждением Вед как единственного авторитетного источника по вопросам Дхармы), ведические ритуалисты, защищая свои действия от буддийской и джайнийской критики, полностью отказались от действительного принесения человека в жертву во время Пурушамедхи и стали совершать Пурушамедху с символическим принесением жертвы — в конце ритуала жертву символически убивали листом травы куша или проводили жертвенным ножом по коже.
Существовало несколько типов ритуальной практики Пурушамедхи[9]. Согласно одной из них, царским домом покупался человек (обязательно кшатрий или брахман) за сто коней или тысячу коров. Этот человек в течение года фактически оставался на свободе и жил обычной жизнью, отказывая себе лишь в одном — в общении с женщинами. По истечении года его приносили в жертву вместе с жертвенными животными и царица совершала имитацию полового акта трупом. По другому описанию, царица совершала половой акт или его имитацию с ещё живым человеком, после чего последний отпускался и награждался. Сам обряд был направлен на процветание государства.
В эпической литературе индуизма есть упоминания принесения человека в жертву: в 71-ой главе Калика-пураны сказано, что человеческие жертвы угодны Богине. Есть упоминание о человеческих жертвоприношениях в литературе Тантр и Агам — как в шиваитских и шактийских, так и в вайшнавских[10]
Хотя в современном индуизме обряд Пурушамедха как таковой не совершается, однако отголоски этой религиозной практики существуют до сих пор, хотя с ними серьёзно борются власти. Так, например, в 2001-ом году в Западной Бенгалии полицией были найдены фрагменты 86 человеческих черепов[11]. По мнению местных религиозных авторитетов, находка связана с тайными человеческими жертвоприношениями, хотя крайне сложно определить к кому из богов индуистского пантеона были принесены жертвы. В 2010-ом году там же, в Западной Бенгалии, полиция арестовала нескольких человек по подозрению в человеческом жертвоприношении[12]
Хотя современная цивилизация и культура крайне отрицательно относятся к практике человеческих жертвоприношений и рассматривает их в первую очередь с точки зрения криминалистики как ритуальное убийство, надо сказать что подобная практика существовала у большинства народов мира (у некоторых оно существует и по сей день — особенно в странах Африки). Человек приносил (и приносит) жертвы богам по многим причинам — привлечь удачу, отвести болезни, просто заслужить благосклонность и милость богов. Ещё одна немаловажная причина, по которой человека приносят в жертву — это использование его органов или частей скелета в различных религиозных ритуалах.
Пурушамедха.