Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Пётр Михайлович Стефановский

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Петр Михайлович Стефановский
белор. Пётр Міха́йлавіч Стэфано́ўскі
Дата рождения

2 января 1903

Место рождения

село Чирковичи, Паричская волость, Бобруйский уезд, Минская губерния, Российская империя ныне Светлогорский район Гомельской области, Белоруссия

Дата смерти

23 февраля 1976 (73 года)

Место смерти

Москва, СССР

Принадлежность

 СССР

Род войск

Авиация

Годы службы

19251954

Звание

Генерал-майор авиации

Командовал

402 истребительный авиаполк особого назначения, Западный сектор ПВО Москвы

Сражения/войны

Битва за Москву

Награды и премии
В отставке

1954

Стефановский, Петр Михайлович (белор. Стэфаноўскі Пётр Міхайлавіч; 2 января 1903(19030102) — 23 февраля 1976) — военный летчик-испытатель 1 класса, заместитель начальника Управления испытания самолётов Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Содержание

Учёба

Родился в посёлке Покровка, жители которого были переселены в деревню Чирковичи (ныне Светлогорского района Гомельской области), в крестьянской семье. До 1925 года проживал в Чирковичах, закончил среднюю школу, работал в сельском хозяйстве, затем рабочим в г. Бобруйске (ныне Могилёвской области, Беларусь). В 1925 году был призван на военную службу в Смоленск, во 2-ю отдельную разведывательную эскадрилью. В 1926 году, по собственному желанию, был направлен в Военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил в Ленинграде, которую окончил в 1927 году.

С 1928 года проходил обучение в Качинской военной авиационной школе лётчиков, после чего проходил службу в Луганске в должности летчика-инструктора. В 1931 году был направлен в Москву, в НИИ ВВС, на должность лётчика-испытателя.

Довоенный период

«Звено -СПБ»ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 тип.24 под крылом

Первыми испытываемыми машинами были ТБ-1 и ТБ-3. Служил и летал вместе с Чкаловым, Юмашевым, Коккинаки, Гродзем, был дружен с Супруном.

С конца 1931 года был одним из основных летчиков-испытателей Проекта «Звено», в качестве пилота авиаматки-бомбардировщика, под общим руководством конструктора В. С. Вахмистрова. Совершал вылеты на всех стадиях проекта от «Звена-1» до «Звена-7». Был первым пилотом, поднявшим ТБ-3 в составе «Звена-7» в воздух 20 ноября 1935 года.

В 1936 году на самолете БОК-1 конструктора В. А. Чижевского, последовательно побил несколько рекордов высоты, зафиксировав новый рекорд на отметке 14100 метров.

Стефановский несколько раз участвовал в первомайских парадах на Красной площади, пролетая над ней на ярко-желтом И-16.

Война

Начало войны встретил в Москве, в звании подполковника. По инициативе Супруна, одобренной лично Сталиным, из летчиков-испытателей были созданы три истребительных полка, командование которыми было поручено Супруну, Кабанову и Стефановскому. 29 июня командиры полков докладывали Сталину о готовности, и уже 30 июня 1941 года 402-й истребительный авиационный полк под командованием Стефановского вылетел к месту постоянной дислокации, в Идрицу.

Первые боевые вылеты полк совершил 3 июля 1941 года, сбив 6 самолетов противника и потеряв 1 самолет. Пилот, ст. лейтенант Шадрин, остался жив, и ему даже удалось посадить подбитый МиГ-3, но самолет в силу секретности пришлось уничтожить.

За годы войны летчики 402 полка совершили более 13 000 вылетов, сбили 810 самолетов противника. Стефановский за время своего командования совершил 150 боевых вылетов, сбил 4 самолета противника. В июле 1941 года полковник Стефановский был отозван с фронта и переведен на должность командующего Западным сектором ПВО Москвы.

В мае 1942 года, по собственному желанию, с должности заместителя командира авиакорпуса вновь направлен в НИИ ВВС на летно-испытательную работу, сначала на должность простого летчика-испытателя, затем на должность заместителя начальника отдела НИИ ВВС. С 1943 года — заместитель начальника Управления НИИ ВВС. 23 февраля 1943 года, во время первых испытаний Як-9, потерпел крушение, после которого смог подняться в небо только 10 октября. В 1944 году вступил в ряды КПСС, получил звание генерал-майора авиации.

Послевоенный период

После окончания войны продолжал работу в НИИ ВВС. Провел 238 испытаний, совершил 16 первых вылетов на новых типах самолетов. Первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном самолете, за что был награжден орденом Красного знамени. Всего же за время работы в институте Стефановским было испытано более 50 новых типов самолетов, освоено 317 различных типов самолетов, совершено более 13 500 полетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года, за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю начальника управления испытания самолётов НИИ ВВС генерал-майору авиации Стефановскому Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5811).

В 1954 году, после аварии на Ми-4 (при посадке у вертолета самопроизвольно разрушился рулевой винт) повредил позвоночник, был признан негодным к полетам и вышел в запас, а затем — в отставку. Недолгое время работал в КБ Яковлева, в должности одного из его заместителей. Жил и работал в Москве, написал книгу воспоминаний «Триста неизвестных». Скончался 23 февраля 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

В Чирковичах и г. Щёлково Московской области именем П. Стефановского названы улицы, его имя носит средняя школа в Чирковичах.

Сочинения

«Триста неизвестных»

Ссылки

Пётр Михайлович Стефановский.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06