12-10-2023
П-15 «Термит» | |
---|---|
Индекс УРАВ ВМФ: 4К40, по кодификации НАТО: SS-N-2 Styx |
|
Эскиз противокорабельной ракеты П-15М «Термит» | |
Тип | Противокорабельная ракета |
Статус | на вооружении |
Разработчик | МКБ «Радуга» (филиал ОКБ-155-1) |
Главный конструктор | А. Я. Березняк |
Годы разработки | 1955 - 1960 годы |
Начало испытаний | ЛКИ: 1957 - 1959 годы |
Принятие на вооружение | 1960 год |
Производитель | Арсеньевский машиностроительный завод |
Основные эксплуатанты | ВМФ СССР ВМФ России |
Модификации | П-15У П-15М |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
П-15 (П-15М) «Термит» (Индекс УРАВ ВМФ: 4К40, по классификации МО США и НАТО: SS-N-2 Styx [«Стикс»]) — противокорабельная ракета, разработанная в середине 50-х годов XX века в МКБ «Радуга», под руководством главного конструктора А. Я. Березняка.
Содержание |
Комплекс с ракетой П-15 (4К40) был принят на вооружение в 1960 году, комплекс с П-15М (4К51), созданной на базе П-15, был принят на вооружение в 1972 году. Ракеты П-15 оснащались тепловой головкой самонаведения «Кондор», ракеты П-15М — тепловой головкой «Снегирь».
Ракетами П-15, П-15М вооружались эсминцы, противолодочные корабли и специально спроектированные ракетные катера, позднее был разработан береговой противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж» (нем.)русск.. «Рубеж» представлял собой спаренный пусковой контейнер на поворотном столе и рубку управления с радиолокационной станцией «Гарпун», смонтированные на шасси МАЗ-543.
Ракеты производились на заводе № 256 (с 1956, г. Дубна) и на заводе № 116 (с 1959, г. Арсеньев), сборка комплекса «Рубеж» производилась на заводе имени Ворошилова в Уральске.
Представляла собой крылатую ракету с жидкостным ракетным двигателем, старт осуществлялся с помощью подвешенного под фюзеляжем твердотопливного ускорителя. На ракете применялась проникающая боевая часть фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг), также была предусмотрена установка боевой части в ядерном снаряжении. Оснащалась радиолокационными либо инфракрасными головками самонаведения, действующими на конечном участке траектории, маршевый участок полёта проходил под управлением инерциальной системы управления. Кроме этого, предусмотрена установка аппаратуры опознавания «свой-чужой». Для удобства применения и уменьшения размеров пусковых контейнеров крылья предварительно складываются и раскрываются при выходе из контейнера.
П-15 | П-15М | ||
---|---|---|---|
Заводской индекс | |||
Год принятия на вооружение | 1960 | 1972 | |
Система наведения | Тип | автономная | |
Автопилот | АМ-15А | АПР-25 | |
Высотомер | Барометрический | Радиолокационный РВ-МБ | |
Система самонаведения | АРЛГСН ДС/МС-2, или ТГСН «Кондор» |
АРЛГСН ДС-М или ТГСН «Снегирь-М» |
|
Ускоритель | пороховой СПРД-30 | пороховой СПРД-192 | |
Двигатель | ЖРД С2.722 | ||
Боевые характеристики | |||
Минимальная дальность, км | 8 | ||
Максимальная дальность, км | 35-40 | 80 | |
Дальность обнаружения цели типа эсминец, км |
24 | 40 (100 — загоризонтный режим) |
|
Точность (КВО), м | |||
Высота полёта, м | 100—200 | 25-50 (до 250) | |
Маршевая скорость полёта, м/с | 320 | ||
Скорость носителя, км/ч | |||
Вероятность попадания в цель типа лёгкий крейсер |
0,7[1] | 0,8[1] | |
Массо-габаритные характеристики | |||
Длина ракеты с ускорителем, м | 6,425 | 6,665 | |
Диаметр, м | 0,76 | 0,76 | |
Размах крыла, мм | 2,4 | ||
Размах рулей, мм | |||
Стартовая масса, кг | 2125 | 2573 | |
Масса топлива, кг | 214 (ТГ-2) + 860 (HNO3) | ||
Масса ракеты после сброса стартового двигателя, кг |
|||
Масса ракеты после исчерпания топлива, кг |
|||
Масса стартового ускорителя, кг | 490 | ||
Тип БЧ | фугасно-кумулятивная | фугасно-кумулятивная / ядерная | |
Модель БЧ | 4Г15 | 4Г51М | |
Масса БЧ, кг | 480 | 513 | |
Масса ВВ, кг | 375 / 15 кт | ||
Совместимость | |||
Пусковые установки: | КТ-67 | КТ-97Б, КТ-138 | |
Носители: | Катера проектов 183-Р, 205 | Катера проектов: 205, 1241.1, 206МР Эсминцы проекта: 56-У БПК проекта: 61М и 61МЭ Сторожевые корабли: пр. 1159 |
|
Экономические показатели | |||
Стоимость за единицу: |
СССР активно экспортировал корабли и катера, вооружённые П-15, а также береговой комплекс «Рубеж» в страны социалистического лагеря, Индию, Ирак, Йемен, Египет, Индонезию, Сирию, Алжир, Ливию, Эфиопию. Кроме того, свои поставки осуществлял Китай, который успел получить лицензию на их производство.
21 октября 1967 года в районе дельты Нила четырьмя ракетами П-15 (все 4 попали в цель), запущенными с египетских катеров проекта 183-Р был потоплен израильский эсминец (см. Война на истощение) «Эйлат». Это был первый в истории случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет[2], давший толчок развитию противокорабельных крылатых ракет в США и других странах[3].
В октябре 1970 года ракетами П-15, запущенными с катеров проекта 205 был потоплен израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т[2].
В декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера проекта 205 ВМС Индии, вооружённые П-15, дважды наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана. Всего за обе операции индийскими катерами было выпущено 11 ракет, из них 7 — по надводным целям и 4 — по береговым объектам. По надводным целям производились пуски двух ракет с интервалом в несколько секунд. Все 11 ракет поразили цели[2].
5 декабря индийские катера потопили пакистанские эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз»[2].
В ходе ночной атаки Карачи 9 декабря было потоплено 4 портовых судна и два повреждено осколками от близких разрывов ракет. Три ракеты П-15 поразили огромные резервуары на нефтеперегонном заводе Коамари. За день резервуары нагреваются, а ночью интенсивно излучают тепло, поэтому тепловые головки наведения «Снегирь» легко захватывали эти цели[2].
Это заготовка статьи о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
П-15 «Термит».