Разгерметиза́ция — потеря герметичности корпуса или какой-либо системы летательного аппарата. Разгерметизация может быть штатной (при проведении технических работ) и аварийной — непредвиденно вследствие технического дефекта, внутреннего или внешнего воздействия. Аварийная разгерметизация может быть очень опасна, так как при этом в значительной мере нарушается функция системы. В частности, аварийная разгерметизация кабины самолёта или космического аппарата может привести к гибели экипажа и пассажиров.
Аварийную разгерметизацию могут вызвать как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести:
производственные дефекты, при которых герметичные детали не могут выдерживать эксплуатационных нагрузок.
«человеческий фактор» — некие действия экипажа и пассажиров, умышленно или случайно нарушивших герметичность системы. Сюда же следует отнести и стрельбу в салоне самолёта.
К внешним факторам можно отнести:
нештатная ситуация, при которой нагрузки на систему оказываются выше расчётных. Например — превышение пилотом допустимого для летательного аппарата уровня перегрузок.
пробитие герметичного элемента неким предметом. Сюда же следует отнести и разгерметизацию при повреждении ракетно-пушечным огнём — распространённая причина смерти экипажей бомбардировщиков середины XX века.
Некоторые трагические события вследствие разгерметизации
30 июня1971 года в результате произвольного срабатывания вентиляционного клапана произошла разгерметизация спускаемого аппарата космического корабля Союз-11. Все 3 члена экипажа погибли.
14 августа2005 года в самолёте Боинг-737кипрской авиакомпании произошла постепенная разгерметизация салона. Вследствие потери кислорода люди находились в разреженной атмосфере, когда человек может дышать, но не получает достаточно кислорода, чтобы находиться в сознании. Такое состояние пилотов привело к тому, что самолет стал неуправляемым. В результате столкновения самолёта с горой к северу от Афин погибли все 115 пассажиров, а также 6 членов экипажа, находившихся на борту[1].