Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Ракетоносец

02-10-2023

Ракетоносец — специализированный боевой летательный аппарат, предназначенный для доставки к цели (то есть для воздушной доставки в точку пуска и производства в точке пуска воздушного пуска) ракеты большой дальности[источник не указан 339 дней] класса «воздух-поверхность».

Как правило, под ракетоносцем понимают тяжёлый (стратегический) самолёт с крылатыми ракетами (КР) на борту. Это потому, что ракеты — чаще всего крылатые — обязательно входят в комплект вооружения такого самолета. Но ракетами может вооружаться и любой другой самолет как, например, специальные патрульные модификации транспортных самолетов.

Ракеты несут большой заряд взрывчатого вещества (ВВ) или снаряжаются специальной, часто ядерной, боевой частью (спецБЧ), и предназначены для поражения точечных целей (типа мостов, плотин, крупных надводных кораблей), или площадных целей (типа военных и промышленных объектов, транспортных узлов и т. п.)[1]. Самолёт-носитель, ракета и наземное оборудование составляют авиационно-ракетный комплекс.

Содержание

История

Первыми ракетоносцами являлись немецкие бомбардировщики Второй мировой войны Do-217E-5, несущие противокорабельную управляемую ракету Henschel Hs 293. Первое боевое применение их состоялось 25 августа 1943 года в Бискайском заливе — были успешно атакованы патрулировавшие там британские корабли.

Захват союзниками наземных пусковых площадок ракет Фау-1 привел к появлению первой стратегической крылатой ракеты воздушного базирования. Первый пуск по Лондону Фау-1 с ракетоносцев He-111 и Ju-88 произошёл в 5 часов утра 16 сентября 1944 года над акваторией Северного моря.

В СССР и РФ

Дальний ракетоносец Ту-22М3 с подвешенной боевой крылатой ракетой Х-22

Официально в СССР и РФ ракетоносцами именовались только самолёты морской авиации. С появлением на вооружении АВМФ ракет К-10С минно-торпедные авиационные полки (МТАП), вооруженные самолётами Ту-16К-10, стали переименовываться в морские ракетоносные (МРАП) (см. Приказ МО СССР от 21 марта 1961 года). В дальнейшем МРА (морская ракетоносная авиация) эксплуатировала большое количество самолётов-ракетоносцев на базе Ту-16, а в дальнейшем Ту-22М2 и Ту-22М3. В Дальней Авиации, эксплуатировавшей те же типы самолётов-ракетоносцев и решающей аналогичные задачи, полки не переименовывались в «ракетоносные», и традиционно, ещё до недавнего времени, именовались «дальнебомбардировочными». С 2009 года, по так называемой реформе ВС РФ «Новый облик», все авиационные полки по сути расформированы и вошли в состав авиабаз.

  • Пе-8 и Ту-4 — носители опытной ракеты 10Х и её дальнейшего развития 16Х, созданных на базе немецкой КР Фау-1. На вооружение ракеты не принимались.
  • Ту-16КС — носитель ракет КС-1
  • Ту-16К-10 — носитель ракеты К-10С
  • Ту-16К-16 — носитель ракет КСР-2
  • Ту-16К-16-26 — носитель ракет КСР-5
  • Ту-16К-11-16 — носитель ракет КСР-2, КСР-11
  • Ту-16К-10-26 — носитель ракет К-10С, КСР-2, КСР-5
  • Ту-22К(Д) — носитель ракеты Х-22
  • Ту-22М2 — носитель ракет Х-22
  • Ту-22М3 — носитель ракет Х-22, Х-15
  • Ту-95К(Д) — носитель ракеты Х-20
  • Ту-95КМ — носитель ракет Х-22
  • Ту-95МС — носитель ракет Х-55
  • Ту-160 — носитель ракет Х-15, Х-55

Также к классу ракетоносцев можно отнести экраноплан «Лунь» (проект 903), разработанный в конструкторском бюро Алексеева и вооруженный противокорабельными ракетами.

См. также

Литература

Ссылки

Примечания

  1. Вопреки распространённому мнению, задачами дальней и стратегической авиации СССР не являлось нанесение ядерных ударов по городам противника.


Ракетоносец.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06