Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Рамочная конвенция ООН об изменении климата

20-10-2023

Эмблема РКИК

Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) — соглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, об общих принципах действия стран по проблеме изменения климата. Конвенция была торжественно принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году[1] и вступила в силу 21 марта 1994 года (Россия ратифицировала РКИК в 1994).

Содержание

Страны Приложения I и Приложения II, развивающиеся страны

Подписавшие РКИК страны делятся на три категории:

Страны Приложения I
Австралия Дания Люксембург
Австрия Европейский союз Монако
Беларусь* Ирландия Нидерланды
Бельгия Исландия Новая Зеландия
Болгария* Италия Норвегия
Великобритания Канада Лихтенштейн
Венгрия* Латвия* Румыния
Германия Литва* Словакия*
Португалия Польша* Россия*
Словения* США Турция
Украина* Швейцария Швеция
Финляндия Франция Чехия*
Хорватия* Эстония* Япония
Греция Испания
* Страны с экономикой переходного периода
  • Страны Приложения I (члены Организации экономического сотрудничества и развития и страны с переходной экономикой, см. таблицу), принявшие на себя особые обязательства по ограничению выбросов;
  • Страны Приложения II (исключительно члены ОЭСР), принявшие на себя особые обязательства финансового характера по помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой (включая помощь в разработке и внедрении экологически чистых технологий);
  • Развивающиеся страны.

Институты

Конференция сторон конвенции (Conference of the Parties, COP) — верховный орган, собирающийся каждый год для рассмотрения воплощения положений конвенции, принятия решений по дальнейшей разработке правил конвенции и переговоров по новым обязательствам.

Вспомогательные органы

Два вспомогательных органа конвенции собираются не реже двух раз в год для подготовительной работы к проведению Конференции сторон.

Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (Subsidiary Body for Scientific and Technological Advice, SBSTA) — снабжает Конференцию советами по вопросам науки, технологии и методологии, включая руководства по улучшению стандартов национальных отчётов и регистров выбросов.

Вспомогательный орган по осуществлению (Subsidiary Body for Implementation, SBI) — помогает оценивать и пересматривать воплощение положений конвенции, например, анализируя национальные отчёты, предоставляемые сторонами конвенции. Он также занимается финансовыми и административными вопросами.

COP-1, Берлин (Германия)

После принятия конвенции её стороны, тем не менее, отдавали себе отчёт в том, что её положения сами по себе не способны адресовать проблему изменения климата во всех её аспектах. Поэтому на 1-й Конференции сторон (COP-1), состоявшейся в начале 1995 года в Берлине (Германия), был начат новый раунд переговоров с целью принять более твёрдые и подробные обязательства для развитых стран. Это решение впоследствии было названо «берлинским мандатом».

COP-3, Киото (Япония)

В декабре 1997 года после двух с половиной лет интенсивных переговоров произошло значительное расширение конвенции, определившее юридические обязательства по сокращению выбросов, что было принято на 3-й Конференции сторон (COP-3) в Киото (Япония). Киотский протокол очертил основные правила, но не предоставил подробностей по их применению. Он также требовал отдельного формального процесса подписания и ратификации перед вступлением в силу.

COP-4, Буэнос-Айрес (Аргентина)

Новый раунд переговоров, начатый в ноябре 1998 года на 4-й Конференции сторон (COP-4) в Буэнос-Айресе (Аргентина), связал переговоры о правилах Киотского протокола с вопросами осуществления его положений — например, о финансировании и переносе технологий — под эгидой конвенции. Окончание переговоров по разработанному комплексу решений (названному Буэнос-Айресским планом действий) было намечено на время проведения COP-6 в Нидерландах в конце 2000 года.

COP-6, Гаага (Нидерланды)

Однако сложность технических и политических вопросов завела переговоры, прошедшие с 13 по 25 ноября 2000 в Гааге (Нидерланды), в тупик. В частности, особо противоречивыми были: предложение Соединённых Штатов о зачёте углеродных «стоков» в лесах и сельскохозяйственных угодьях, реализация этого предложения привела бы к зачёту посредством этого механизма большой части сокращений выбросов парниковых газов Соединёнными Штатами; разногласия насчёт последствий несоблюдения обязательств по снижению выбросов странами-участницами; сложности по получению развивающимися странами финансовой помощи для противодействия негативным эффектам изменения климата и выполнения своих обязательств по измерению и возможному сокращению выбросов. В последние часы конференции, несмотря на достижение отдельных компромиссов между США и некоторыми странами ЕС (в частности, Великобританией), Европейский союз в целом под предводительством Дании и Германии отказался от достигнутых договорных позиций. Ян Пронк, президент COP-6, приостановил конференцию в надежде, что переговоры возобновятся позже. Было объявлено, что они встречи в рамках COP-6 возобновятся в Бонне (Германия), во второй половине июля 2001. Следующая очередная встреча сторон конвенции — COP-7 — была назначена на октябрьноябрь 2001 года в Марракеше (Марокко).

COP-6 «бис» или COP-6,5, Бонн (Германия)

На возобновившихся переговорах в Бонне были достигнуты политические договорённости — названные Боннскими соглашениями — которые позволили обойти противоречивые аспекты Буэнос-Айресского плана действий. Одновременно с этим, Третий оценочный доклад МГЭИК предоставил участникам переговоров наиболее обоснованные на тот момент научные доказательства глобального потепления планеты.

COP-7, Марракеш (Марокко)

На Седьмой конференции сторон, начавшейся спустя несколько месяцев в Марракеше (29.10.2001-9.11.2001), её участники завершили очередной большой цикл переговоров на основе Боннских соглашений, приняв обширный пакет решений. Марракешские соглашения предложили более детальные правила Киотского протокола, а также более проработанные предписания по осуществлению положений конвенции и её правил.

COP-8, Нью-Дели, Индия

23 октября — 1 ноября 2002

COP-9, Милан, Италия

1—12 декабря 2003

COP-10, Буэнос-Айрес, Аргентина

6—17 декабря 2004

COP-11, Монреаль (Канада)

11-я Конференция сторон конвенции (COP-11) прошла в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Впервые эта Конференция ООН по изменению климата предоставила площадку для проведения Первой встречи сторон Киотского протокола (MOP-1), вследствие чего с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1. На конференции были приняты Марракешские соглашения, определяющие механизмы применения ряда положений Киотского протокола, создана рабочая группа для незамедлительного начала обсуждений положений следующего периода (20132017) действия протокола, а также принято решение («монреальский мандат») о начале переговоров по будущим обязательствам сторон конвенции на следующей конференции (COP-12).

COP-12, Найроби (Кения)

COP-13, Бали (Индонезия)

COP-17, Дурбан (ЮАР)

Проходила с 28 ноября по 9 декабря 2011. Участники договорились о продлении срока действия Киотского протокола на пять лет и приняли «дорожную карту» нового документа, который планируется принять в 2015 году.

Литература

  • UNFCCC (2005) Caring for Climate: A guide to the Climate Change Convention and the Kyoto Protocol (revised 2005 edition). ISBN 92-9219-020-2

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт РКИК (на английском, испанском, французском языках)
  • Текст Рамочной конвенции об изменении климата на русском языке (в формате PDF)
  1. United Nations Framework Convention on Climate Change. Official website.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06