02-05-2024
Раскраска (жарг. прост. «ливрея») — цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно среди себе подобных, сделать военный самолёт менее заметным, прорекламировать авиакомпанию-оператора, чемпионаты, выставки, общественные и культурные события. В зависимости от целей раскраска самолёта может принимать различные цветовые и геометрические формы. Иногда самолёт может перекрашиваться на короткое время в ознаменование памятной даты, праздника или личных предпочтений владельца.
Юбилейные раскраски, как правило, применяются лишь к одному или нескольким (немногочисленным) самолётам, чтобы привлечь внимание к памятной дате в истории авиакомпании. В 2010 году один из новых Boeing 747-400 авиакомпании Lufthansa был перекрашен в особую схему, чтобы отметить 50-летие сотрудничества Lufthansa и Boeing.[1] В 2013 году авиакомпания Аэрофлот, отмечавшая 90-летие, заказала особую раскраску одного из Sukhoi Superjet.[2]
Иногда авиакомпании в ходе празднования юбилея основания используют винтажную раскраску самолётов. Так, в 2011 году авиакомпания Air France, празднуя 75-летие, покрасила один из своих Airbus A320 в цвета, которые использовала в 1940-х годах.[3] Lufthansa в 2013 году в рамках празднования 50-летия компании перекрасила несколько самолётов Airbus A321 в цвета, которые она использовала в начале своего существования.[4]
Некоторые авиакомпании создают специальные схемы раскраски, чтобы отметить свою поддержку спортивных команд или соревнований. Так, авиакомпания Air New Zealand перекрасила все свои самолёты в чёрный цвет, поскольку является спонсором национальной регбийной команды All Blacks.[5] Авиакомпания Etihad разместила на одном из своих Airbus A340 цветовую схему, популяризирующую Гран-при Абу-Даби.[6]
Такая раскраска позволяет зрительно изменить форму самолёта. В последние годы получила особое распространение раскраска самолётов с широкой полосой, покрывающей весь вертикальный стабилизатор и спускающейся на фюзеляж. Наиболее яркими примерами являются самолёты авиакомпаний UPS Airlines и Qantas. Отличительным признаком авиакомпании Singapore Airlines (помимо прочих) является горизонтальная полоса вдоль всего фюзеляжа. Некоторые авиакомпании (напр., Southwest Airlines) используют сочетание нескольких цветовых полос.
У некоторых авиакомпаний, например, Emirates и Ethiopian Airlines, полосы на хвосте имеют цвета национального флага
Авиакомпания Norwegian Air Shuttle много лет использует характерную раскраску с белым фюзеляжем и ярко-красным носом.
На заре авиации этот вариант оформления самолёта был очень популярен, однако к началу 21 века такую схему раскраски сохранила только авиакомпания American Airlines. Самолёты авиакомпании полировались на заводе-производителе и покрывались прозрачным лаком вместо краски. На фюзеляж ставился штамп «polished» («полированный»). Несмотря на отсутствие фазы покраски в технологическом процессе сборки такого самолёта, экономии этот метод не приносит, поскольку полировка обходится дороже, чем покраска. В 2012 году American Airlines полностью сменили цветовое оформление своих самолётов.[7]
Как правило, частные и корпоративные самолёты имеют относительно простую раскраску — общий белый или серый фон с несколькими полосами. Отчасти это связано с высокой стоимостью перекраски самолёта, отчасти — с желанием не привлекать к себе внимания и не выделять самолёт из подобных. Одним из редчайших исключений является Boeing 737, принадлежащий российскому бизнесмену Рустаму Тарико. Самолёт украшен сложной росписью и несёт на хвосте торговую марку принадлежащей бизнесмену компании.[8][9][10]
Авиационный транспорт глав государств и правительств зачастую окрашивается в уникальные цветовые схемы. Иногда к созданию цветовой схемы привлекаются известные дизайнеры. Так, дизайн вертикального стабилизатора американского президентского самолёта был разработан известным промышленным дизайнером Раймондом Лоуи.[11]
Самолёты, используемые для перевозки глав государств и правительств, обычно раскрашивают в национальные цвета страны или конкретного правительства. В большинстве случаев важной частью раскраски является флаг, герб или иные символы государственной власти.
Все авиационные альянсы требуют от своих членов перекрасить несколько самолётов в цвета альянса. Как правило, для этого выбираются самолёты, выполняющие самые продолжительные рейсы.
При этом в альянсе oneworld самолёты, несущие раскраску альянса, сохраняют раскраску перевозчика на хвосте. Ранее альянс SkyTeam применял различную раскраску хвостов для постоянных и ассоциированных членов, однако в 2010 году раскраска стала одинаковой для всех авиакомпаний, состоящих в альянсе.
Некоторые авиакомпании применяют схемы раскраски, предваряющие премьеру фильма/мультфильма или поддерживающие его прокат. Так, авиакомпания All Nippon Airways много лет использовала тему мультфильма Покемон. Авиакомпания Air New Zealand в 2010-х годах использовала в раскраске некоторых своих самолётов тему фильма Властелин колец, снимавшегося в Новой Зеландии.
Раскраска хомячок, раскраска по номерам для детей, раскраска цветочки, раскраска мандала.
Шаблон:Мосты через Волковку/doc, Пинатубо, Категория:Города штата Вашингтон.