17-10-2023
Перечень различных рекордов скорости, установленных на рельсовых путях. Хотя традиционно под рельсовыми транспортными средствами подразумеваются поезда, которые едут колёсами по рельсам, многие из приведённых ниже транспортных средств существенно отличаются от этого. Так абсолютный рекорд скорости на рельсах был установлен американским беспилотным аппаратом, представляющим собой салазки с ракетным двигателем и составляет 10 400 км/ч (8,5 Маха). Для пилотируемых ракетных санок рекорд скорости составляет 1017 км/ч.
Из поездов рекорд принадлежит японскому MLX01 на магнитной подушке, который на линии JR-Maglev установил рекорд скорости 581 км/ч. Из обычных поездов рекордсменом является французский TGV, разогнавшийся в 2007 году до скорости 574,8 км/ч.
Что же до скоростей в обычной эксплуатации, то здесь рекорд принадлежит поездам на китайской линии Ухань—Гуанчжоу, которые развивают среднюю скорость до 313 км/ч.
Содержание |
Скорость, км/ч (миль/ч) |
Наименование | Тип подвижного состава | Страна | Дата | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
8 (5) |
«Пенидаррен» | Паровоз | Великобритания | 21 февраля 1804 | |
24 (15) |
Locomotion № 1 | Паровоз | Великобритания | 1825 | |
38,6 (24) |
«Ракета» | Паровоз | Великобритания | 1829 | В некоторых источниках указана скорость в 29 миль/ч |
56 (40) |
«Ракета» | Паровоз | Великобритания | 15 сентября 1830 | При следовании одиночного локомотива, вёзшего раненного Уильяма Хаскиссона. Официально рекорд не подтверждён. |
206,7 (128,4) |
Опытный вагон компании Siemens & Halske | Электровагон | Германия | 23 октября 1903 | Опытная электромотриса, получающая питание от 3-фазной контактной сети |
210,2 (130,6) |
Опытный вагон компании AEG | Электровагон | Германия | 28 октября 1903 | Опытная электромотриса, получающая питание от 3-фазной контактной сети |
243 (150,99) |
CC 7121 | Электровоз | Франция | 21 февраля 1954 | Обычный серийный электровоз с обычными колёсами. |
320,6 (199,2) |
CC 7107 | Электровоз | Франция | 28 марта 1955 | Обычный серийный электровоз с обычными колёсами, однако в ходе заезда расплавился токоприёмник |
320,6 (199,2) |
BB 9004 | Электровоз | Франция | 29 марта 1955 | |
380 (236,12) |
TGV Sud-Est № 16 | Электропоезд | Франция | 26 февраля 1981 | Диаметр колёс был увеличен, также было повышено напряжение в контактной сети. |
406,9 (252,83) |
InterCityExperimental (ICE-V) | Электропоезд | ФРГ | 1 мая 1988 | Для снижения воздействия на контактную подвеску, один из двух токоприёмников был опущен |
408,4 (253,7) |
TGV Sud-Est № 88 | Электропоезд | Франция | 12 декабря 1988 | Проводились испытания синхронных тяговых электродвигателей для электропоездов второго поколения (TGV Atlantique) |
482,4 (299,7) |
TGV Atlantique № 325 | Электропоезд | Франция | 5 декабря 1989 | |
515,3 (320,19) |
TGV Atlantique № 325 | Электропоезд | Франция | 18 мая 1990 | Число промежуточных вагонов было сокращено до 3. |
574,8 (357,18) |
V150 | Электропоезд | Франция | 3 апреля 2007 | Опытный электропоезд, собранный из 2 моторных вагонов от TGV POS 4402 и 3 промежуточных вагонов от TGV Duplex. При этом был увеличен диаметр колёс, а на линии увеличили натяжение проводов контактной сети и повысили напряжение. |
км/ч (миль/ч) | Локомотив | Тип (осевая формула) | Страна | Дата | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
8 (5) |
Первый паровоз Ричарда Тревитика | 0-2-0 | Великобритания | 21 февраля 1804 | |
24 (15) |
Locomotion № 1 | 0-2-0 | Великобритания | 1825 | |
48 (30) |
«Ракета» | 0-1-1 | Великобритания | 1830 | |
96,6 (60) |
«Антилопа» | США | 1848 | Первая доказанная скорость в 60 миль/ч (26 миль за 26 минут) | |
125,6 (78) |
«Great Britain» | 1-1-1 | Великобритания | 1850 | В некоторых источниках 80 миль/ч |
131,6 (81,8) |
№ 9 на Bristol and Exeter Railway | 2-1-2 | Великобритания | июнь 1854 | Ширококолейный |
144 (89,5) | «Крэмптон» | 2-1-0 | Франция | 20 июля 1890 | |
131 (82) |
№ 999 (с поездом Empire State Express) | 2-2-0 | США | 10 мая 1893 | Некоторые источники указывают скорость 112 миль/ч (179 км/ч), то есть это первый поезд, преодолевший рубеж в 100 миль/ч. Однако авторитетные исследователи M. Hughes и R. Tufnell ставят его под сомнение |
145 (90) |
LNWR № 790 «Хардвик» | 1-2-0 | Великобритания | 22—23 августа 1895 | Была заявлена как максимальная скорость, однако подтвердить удалось лишь среднюю. |
164 (102,3) |
GWR 3700 класса 3440 «Труро» | 2-2-0 | Великобритания | 9 мая 1904 | По некоторым утверждениям это первый паровоз, разогнавшийся быстрее 100 миль/ч |
185,07 (115,00) |
№ 446 Pennsylvania Railroad | Великобритания | 11 июня 1927 | Дорогой было также заявлено, что в 1905 году паровоз № 7002 достиг скорости в 127,1 миль/ч (204,55 км/ч, упоминание об этом рекорде можно встретить и в советских энциклопедиях). Однако тот рекорд так и не был засчитан, так как паровозы дороги не были оборудованы скоростемерами, а скорость определялась по времени прохождения мильных отрезков. | |
166,6 (103,5) |
№ 6402 класса F6 дороги Milwaukee Road | 2-3-2 | США | 20 июля 1934 | Подтверждённая средняя скорость на первой половине пути составила 75,5 миль/ч, на второй — 89,92 миль/ч |
160 (100) |
LNER Class A3 4472 Flying Scotsman | 2-3-1 | Великобритания | 30 ноября 1934 | Официально задокументированный факт достижения паровозом скорости 100 миль/ч |
168,5 (104,70) |
LNER Class A3 № 2750 «Папирус» | 2-3-1 | Великобритания | 5 марта 1935 | Официальный факт разгона паровоза до скорости свыше 100 миль/ч |
181,1 (112,5) |
№ 2 класса A дороги Milwaukee Road | 2-2-1 | Великобритания | 8 мая 1935 | Утверждалось, что скорость 112,5 миль/ч поддерживалась на протяжении 4 миль, однако средняя скорость на 136-мильном участке составила 74,9 миль/ч |
180,3 (112) | LNER Class A4 2509 «Silver Link» | 2-3-1 | Великобритания | 29 сентября 1935 | Подтверждённое значение. В некоторых источниках указана скорость 112,5 миль/ч |
200,4 (124,52) |
Borsig DRG series 05 002 | 2-3-2 | Германия | 11 мая 1936 | Некоторыми исследователями выражено сомнение в достоверности, так как нет никаких научных публикаций и официальных отчётов, лишь газетные статьи |
202,6 (125,88) |
LNER Class A4 № 4468 «Кряква» | 2-3-1 | Великобритания | 3 июля 1938 | 202,6 км/ч — пиковое значение скорости, средняя скорость на протяжении полумили составила 201,2 км/ч. Почти сразу после этого паровоз сломался, но был затем в течение 9 дней отремонтирован и возвращён в эксплуатацию. |
км/ч (миль/ч) | Название | Тип | Страна | Дата | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
181 (112,5) |
Pioneer Zephyr | США | 26 мая 1934 | ||
205,0 (127,4) |
DRG SVT 137 «Bauart Leipzig» | Мг+Пп+Мг | Германия | 17 февраля 1936 | Первое достижение поездом на дизельной тяге скорости в 200 км/ч |
215,0 (133,6) |
DRG SVT 137 № 155 (Крюкенберг) | Мг+Пп+Мг | Германия | 23 июня 1939 | |
230.4 (143,16) |
класс 252 | Великобритания | 12 июня 1973 | Прототип скоростного дизель-поезда InterCity 125 | |
238 (147.88) | Класс 43 (HST) | Великобритания | 1 ноября 1987 | Локомотив поезда InterCity 125. В 2006 году данный рекорд был занесён в «Книгу рекордов Гиннесса» | |
271 (168,39) |
ТЭП80-002 | 2о-2о-2о-2о | Россия | 5 октября 1993 | Считается заявленным производителем, однако не подтверждён из-за отсутствия независимых свидетелей. |
256,38 (159,30) |
Talgo XXI | Испания | 12 июня 2002 | Заявлен испанским производителем |
км/ч (миль/ч) | Train | Тип | Местоположение | Дата | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
1017 (631.94) | Ракетные сани | Holloman Air Force Base (США) | 10 декабря 1954 | Управлял John Stapp. [1] | |
4972 (3089.45) | Ракетные сани | Нью-Мексико (США) | 1959 | ||
9845 (6117.39) | Ракетные сани | Holloman Air Force Base (США) | Октябрь 1982 | ||
10430 (6480.90) | Ракетные сани | Holloman Air Force Base (США) | 30 апреля 2003 |
Рекорды скорости на рельсах.