24-05-2023
Рекуай — доколумбова культура, существовавшая на территории Перу на территории современного департамента Анкаш. Существовала в промежуточную раннюю эпоху южноамериканской хронологии в 200—600 н. э. и занимала почти всё ущелье Уайлас (Huaylas). На востоке достигала реки Мараньон, а на западе — высокогорной части долины Санта.
Поглощена в конце VI — начале VII в. государством Уари.
Содержание |
Культура Рекуай была теократической, политического лидера не было, его роль исполнял верховный жрец вместе с другими высокопоставленными жрецами, «толковавшими» волю богов, и на основании этих «толкований» управлявшими рекуайским обществом. На финальной стадии существования культуры во главе стояла группа воинов и жрецов. Такая форма управления была весьма архаичной по своему происхождению.
Экономика была основана на сельском хозяйстве и разведении скота (ламы), из которого получали мясо и шерсть.
Рекуайцы создавали орнаментальные архитектурные сооружения, высекали из камня монолитные монументы, барельефы, скульптуры, на которых представлены следующие мотивы: головы-трофеи, кошачьи животные, мифические животные и др. Создавали и другие каменные изделия.
Для производства керамики использовали белую глину (каолин), обработка которой весьма сложна. Также производили ткани со сложными изобразительными мотивами — обычно теми же, что представлены на керамических изделиях.
Керамика культуры Рекуай характеризуется значительным разнообразием форм, тенденцией к скульптурным изображениям, красочными рисунками с геометрическими и фигурными мотивами, использованием техники «негатива» с использованием красной, чёрной и белой красок. Среди изображений на керамике встречаются кошачьи, змеи, антропоморфные и мифологические изображения, а также линейные геометрические фигуры.
Этот археологический памятник находится в окрестностях города Кабана. В нём имеется толстая стена, окружающая всё поселение, видимо, служившая для его защиты от врагов.
Вилькаваин (название дано в эпоху владычества инков) — наиболее важный археологический памятник культуры Рекуай. Представляет собой целый комплекс сооружений в окрестностях современного города Уарас. Наиболее важным сооружением является 3-этажное здание, высота которого достигает 9 метров. По-видимому, это здание было частью городского комплекса, размеры которого оценить трудно.
По мнению исследователя Дуччо Бонавиа (Duccio Bonavia), могилы рекуайской культуры — наиболее сложные по методике своего изготовления среди всех древних андских культур. Рекуайцы сооружали внушительные каменные мавзолеи — они обнаружены в окрестностях городов Мольеурко, Катайок и Пашаш. Другие могилы имели подземные галереи длиной от 7 до 20 м, высотой около 1 м; одно их подобных захоронений найдено в Вилькаваине.
Могилы были индивидуальными и групповыми. В погребениях встречаются трупы в согнутом или сидячем положении, вокруг них укладывались погребальные дары.
Рекуайцы жили в подземных галереях и в укреплённых поселениях. В первом случае жилища делались из камней и заполнялись землёй — такие типы представлены на объектах Катак, Копа и Тамбо. Во втором случае дома имели неровный, но хорошо укреплённый фундамент, что позволяет современным исследователям предположить военный характер подобных поселений.
Андские культуры | ||
---|---|---|
Боливия | Аймара — Ванкарани — Мольо — Тиуанако — Чане — Чирипа | |
Колумбия | Илама — Йотоко — Калима — Кимбайя — Куписнике — Нариньо — Сан-Агустин — Тайрона — Тьеррадентро — Тумако-Ла-Толита — Чибча — Эль-Абра | |
Перу | Археологические памятники Перу — Доколумбова хронология Перу — Акарай — Викус — Виру — Лима — Моче (Мочика) — Наска — Норте-Чико — Паракас — Рекуай — Салинар — Сикан (Ламбайеке) — Тальян — Уари — Чавин — Чанка — Чанкай — Чачапойя — Чиму — Чинча — Чинчорро — Чирибайя | |
Эквадор | Вальдивия — Каньяри — Лас-Вегас — Мантеньо-Гуанкавилька — Милагро-Кеведо — Нариньо — Ла-Толита — Чоррера | |
См. также: Доколумбовы цивилизации — Инки — Индейские языки Южной Америки — Патагонские культуры |
Рекуай (культура).