Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Религиозная идентичность

23-10-2023

Религиозная идентичность – форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании своей принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Она «представляет собой фиксирование тождественности субъекта в смысле приобретения посредством религии собственного экзистенциального опыта при субъективном осознании своей принадлежности к тому или иному религиозному сообществу».[1] Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей.

Содержание

Дискуссии о религиозной идентичности

В научной литературе отмечается, что понятие религиозной идентичности в последнее время используется размыто и пространно. Карло Кардиа ограничивается понимаем идентичности как сохранением традиций и использованием религиозной символики.[2] Некоторые авторы отождествляют с религиозной идентичностью сочетание религиозной и национальной принадлежности. В аналитических работах религиозная идентичность понимается как целостный феномен, включающий в себя индивидуальное и коллективное самосознание. Российские ученые выделяют такие виды религиозной идентичности:

  • Православная идентичность
  • Исламская идентичность[3]
  • Конфессиональная идентичность (католическая, протестантская)
  • Этнорелигиозная идентичность
  • Культурная религиозная идентичность.

Религиозная идентичность и церковь

Русская Православная Церковь уделяет большое внимание сохранению и формированию религиозной идентичности православного населения России. Тема идентичности многократно поднималась Патриархом Алексием II и Патриархом Кириллом. Исследователи обращают внимание на различия между религиозной самоидентификацией (культурной религиозностью) и вероисповеданием. Тема религиозной идентичности является также одной из значимых тех для двух последних руководителей Римско-католической церкви – Папы Иоанна Павла II[4] и Бенедикта XVI.

Примечания

  1. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. – М.: Икар, 2-е изд, 2012. С. 223-224
  2. Кардиа, Карло: Европейская религиозная и культурная идентичность. Вопрос о распятии. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.
  3. Мчедлов М. П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах.
  4. Johnn Paul II. (2005) Memory and Identity: Conversations at the Dawn of a Millennium. Publisher: Rizzoli.

Литература

  • King, P.E. (2003). Religion and identity: The role of ideological, social, and spiritual contexts. Applied Developmental Science, 7, 197-204.
  • Tajfel, H., & Turner, J. (2001). An integrative theory of intergroup conflict. In M. A. Hogg & D. Abrams (Eds.), Relations: Essential readings. Key readings in social psychology (pp. 94-109). New York, NY: Psychology Press.
  • Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. – М.: Издательство ИКАР, 2-е изд, 2012. - 306 С.
  • Кырлежев А. И. Феномен православной идеологии.
  • Морозов А. О. Четвертая секуляризация / Глобализация и столкновение идентичностей. Международная интернет-конференция 24 февраля -14 марта 2003 , Сб. материалов под ред. А. Журавского, К. Костюка. – М., 2003. С. 328-329.
  • Мчедлов М. П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах.
  • Религиозная идентичность лежит в основе человеческого самосознания
  • Филатов С.; Лукин Р. Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерить / Религия и российское многообразие / Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. – М.: Летний сад, 2011. С.5-30.



Религиозная идентичность.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06