Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Публикации

Ареал песни помимо Азербайджанской Республики охватывает Иранский Азербайджан, а также Анатолию (Турция) религиозный взгляд толстого. Надежность узла — 6000 рисунков. В стенке своей, говоря о отношениях Румянцевской независимости, он писал: «Вейсмана не стало — я остался один» сибирский вестник.

Философия экзистенциализма религиозный и атеистический экзистенциализм, религиозный взгляд 2016, русская философия религиозный вариант метафизики, религиозный взгляд толстого

30-12-2023

Религия

Общие концепции

Агностицизм  · Апатеизм  · Деизм  · Игностицизм  · Итсизм  · Панентеизм  · Пантеизм  · Политеизм  · Теизм

Авраамические религии

Ислам  · Иудаизм  · Христианство

Дхармические религии

Буддизм  · Джайнизм · Индуизм  · Сикхизм

Традиционные религии Дальнего Востока

Даосизм  · Конфуцианство  · Синтоизм

Основные понятия

Бог  · Душа  · Судьба  · Грех  · Сакральность  · Дух  · Вера  · Догма  · Священные писания  · Жизнь после смерти  · Обряд  · Храм

Список религий  · Портал:Религия

п · о

Обелиск с религиозными текстами

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[2].
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[3].

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру[4], некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь[5]. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа[6]).

Содержание

Этимология слова «религия»

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством[7].

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом[7].

Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом[7]

Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare[8].

Структура религии

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Виды религий

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм)[9]характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[10].

Основные функции (роли) религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления»[11].

Возникновение религии

Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения[12]:

  • религиозная: человек был создан Богом, общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, вместо чего необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы (молитвы), использовать особые предметы. Регламентация на способы воссоединения с Богом находится в руках религиозных систем, провозглашающих своё право на посредничество между человеком и божеством.
  • промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога»[13]. Однако позже исследователями, изучавшими данную концепцию, она была отвергнута[14][15][16], и как сообщает БСЭ, в этом сочинении учёными неоднократно устанавливалось обилие неправильных истолкований этнографических данных и наличие прямых фальсификаций, а после смерти Шмидта даже его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию его работы и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм[17].
  • эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. Антропология религии (англ.))[18].

Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).

Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности[19]. Также широко известно выражение «религия есть опиум народа»[20], получившее известность благодаря деятельности К. Маркса.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями, древние люди развили по крайней мере к концу эпохи. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже что различные объекты и места, такие как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики – как мы могли бы их себе вообразить – сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности[21][22][23][24].

Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное»[25].

Религия и общество

В статье рассматриваются следующие вопросы:

Религия и мораль

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

Магия — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи[26]; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.[27]

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм — представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом — тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением[28].

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм

Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм

Взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе, обожествление фараона и т. д.[29]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Авраамические религии

Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм

Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Христианство

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений (бремена неудобоносимые).

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — а не кажущееся или мнимое — вочеловечение Бога (как осуществление ветхозаветного пророчества) и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения.

Ислам

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

Индийские религии

Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм,сикхизм и другие.

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Распределение численности последователей по конфессиям

Карта демонстрирует распространение крупнейших религий мира и их основных конфессий

По данным на 2011 год распределение населения Земли по религиозному признаку следующее[30]:

  • христиане — 2,31 млрд (33 % населения Земли)
  • мусульмане — 1,58 млрд (23 % населения Земли)
  • исповедующие индуизм — 0,95 млрд (14 % населения Земли)
  • буддисты — 0,47 млрд (6,7 % населения Земли)
  • исповедующие традиционные китайские религии — 0,46 млрд (6,6 % населения Земли)
  • сикхи — 24 млн (0,3 % населения Земли)
  • иудеи — 15 млн (0,2 % населения Земли)
  • приверженцы местных верований — 0,27 млрд (3,9 % населения Земли)
  • не религиозные — 0,66 млрд (9,4 % населения Земли)
  • атеисты — 0,14 млрд (2 % населения Земли).

Данные о распределении численности последователей по конфессиям по состоянию на конец XIX — начало XX вв. публиковались в статье «Религия»[3] Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

На протяжении последних 20 лет наблюдается уменьшение количества верующих в Соединённых Штатах[31]. В период с 1990 по 2008 год в некоторых штатах количество верующих определённых конфессий немного возросло, но в целом отмечается снижение уровня религиозности, при том что менее всего это коснулось католической церкви (вплоть до 16% уменьшение числа её последователей в одних штатах скомпенсировалось увеличением в других), а сильнее всего затронуло остальные христианские конфессии. Общий уровень безрелигиозности за это время в среднем вырос приблизительно на 10%.

Критическое осмысление религиозного опыта

Существует гипотеза о том, что религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов[32].

По мнению психиатра Станислава Грофа, экспериментировавшего с влиянием ЛСД на психику, «переживание смерти и рождения, единения со Вселенной или с Богом, столкновение с демоническими явлениями или переживание „прошлых воплощений“, наблюдаемые в ЛСД-сеансах, оказываются феноменологически неотличимыми от подобных переживаний, описанных в священных писаниях великих религий мира и тайных мистических текстах древних цивилизаций»[33]. При этом Гроф так оценивает опыт, полученный в изменённых состояниях психики: «В холотропных состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими»[34].

Разные религии по-разному относятся к поиску экстатических и мистических видений, переживаний и откровений. Не во всех религиях подобный поиск поощряется, а любой мистический опыт принимается за подтверждение истинности веры. Например, по мнению профессора богословия А. И. Осипов, «все святые отцы и подвижники, опытные в духовной жизни, решительно предупреждают христианина о возможности впадения в т. н. прелесть, то есть в духовный самообман, при котором человек свои нервно-психические, а часто и бесовские возбуждения и порождаемые ими лжевидения принимает за откровения Божии»[7]. Однако и в христианстве существуют богатые традиции практического использования мистического опыта для достижения единства с Божественным. В западном христианстве мистическая традиция представлена такими мыслителями, как Майстер Экхарт[35][36][37], Якоб Бёме[38], Ангелус Силезиус[39], основатель квакерства Джордж Фокс[40]. Исторически мистика нередко становилась формой протеста против церковной и социальной иерарахии, как это было в случае мировоззрением плебейских сект по время Крестьянской войны в Германии.[41]. В православии мистический опыт является сердцевиной исихазма. Как отмечает С. С. Хоружий, исихазм представляет собой яркий пример высокоорганизованного мистического опыта. По его словам, исихазм накопил огромный психологический материал в области процессов на границе антропологической реальности, которая лишь частично доступна современной научной психологии. Хоружий поясняет, что

«Граница понимается здесь не в смысле хорошо знакомых психологии «пограничных ситуаций», остающихся вполне в пределах эмпирической реальности, но в более сильном онтологическом смысле, так что «процессы на границе» в данном случае уже отчасти «мета-эмпиричны», лежат вне пределов обычного опыта, доступного дискурсивной методологии. Мистическая психология исихазма содержит в себе обширный опыт наблюдения и дескрипции психических явлений и процессов, как в «обычной», так и в «мета-эмпирической» сфере; она также содержит опыт управления этими процессами, включающий большое число специфических методов и приемов»[42].

Критика религии

Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н. э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара и продолжая до настоящего времени с приходом Нового атеизма, представленного такими авторами, как Сэм Харрис, Дэниел Деннет, Ричард Докинз, Кристофер Хитченс и Виктор Стенджер.

В 19-м веке критика религии перешла на новый этап с выходом работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Последователи развили его идеи, представляя эволюцию как опровержение Божественного участия в творении и истории человечества. Основываясь на предположениях Дарвина и трудах Фейербаха, Маркс продолжил критику религии с позиций материализма.

Некоторые критики религии утверждают, что теистические религии и их священные книги не боговдохновенны, а созданы обычными людьми с целью разрешения социальных, биологических и политических проблем. И сравнивают положительные аспекты религиозных верований (душевное утешение, организация общества, поощрение целомудрия) с их отрицательными сторонами (суеверие, фанатизм).

Некоторые критики считают религиозные верования устаревшей формой сознания, приносящей вред для психологического и физического состояния личности (обрезание, «промывание мозгов» детям, надежда на исцеление болезней с помощью религиозной веры вместо своевременного обращения к врачам), а также вредоносной для общества (религиозные войны, терроризм, нерациональное использование ресурсов, дискриминация гомосексуалов и женщин, сдерживание развития науки).

Русский христианский философ, писатель и публицист ХХ века Иван Ильин в своём труде «Аксиомы религиозного опыта» о религиозной гетерономии[43] пишет:

Человеку бывает сущим облегчением отдать свою «свободу» и приобрести чувство «верной» «спасенности». Из этого явления массовой психологии умные и властолюбивые люди давно уже сделали вывод: «религиозная автономия вообще людям не по силам; они лишены духовного зрения и призваны к церковной покорности».

…отказ от религиозной самодеятельности есть отказ от духа религии. Однако настоящая религиозная вера — духовна и покоится на свободном и целостном приятии веруемого содержания[44].

Основная критика религий направлена на то, что они требуют веры в нерациональное, безрассудное и проповедуют противоречащую современной научной картине мира[45][46][47] веру в существование сверхъестественных существ, явлений и сил.

Религия в культуре

Большое количество литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства отображают представления людей о религии и религиозных объектах.

См. также


Примечания

  1. Религия // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. Толковый словарь русского языка.(недоступная ссылка — история)
  3. 1 2 Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 26А. — СПб., 1899. — С. 539—544. Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Уроки сектоведения. — Санкт-Петербург: Формика, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7754-0039-9 «(Религиозных) целей существует две: 1) контакт с надчеловеческим духовным миром („высшими силами“); 2) преодоление смерти, понимаемое как следствие состоявшегося „контакта“»
  5. Религия и культура. — СПб., 2000. — С. 62.
  6. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. — 2011. — № 2. — С. 118—127.
  7. ↑ Путь разума в поисках истины.
  8. Religion. Online Etymology Dictionary. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  9. Маски авторитарности: очерки о гуру. Монотеизм: универсальная абстракция 408. Прогресс-Традиция (2002). Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  10. Религия как связь с Богом. Философия религии. Курс лекций. Часть первая. Лекция 3..
  11. Simon Young and Robert A. Freitas (2005). Designer Evolution: A Transhumanist Manifesto, p. 372, Prometheus Books, ISBN 978-1-59102-290-9.
  12. Возникновение религии. Древнейшие формы религиозных верований // Чайковский А. Е., Капочкина Н. А., Кудрявцев М. С. История религий. Учебное пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2001.
  13. W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee. V.1-12. 1912—1955
  14. Jensen, Adolf E., Myth and Cult among Primitive Peoples.
  15. Eliade, "The Quest for the 'Origins' of Religion", p.162; see also Eliade, Patterns in Comparative Religion, p.54–58
  16. p.221
  17. Прамонотеизм. // Большая Советская Энциклопедия.
  18. Dhavamony Mariasusai. Phenomenology of religión. Editrice Pontificia Università Gregoriana, 1973. — 60-64 — ISBN 88-7652-474-6}}
  19. Возникновение религии и ее первая, исходная форма — магия. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  20. «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 1, с. 415.
  21. Science and Technology in World History: An Introduction. — Baltimore, Maryland: JHU Press, 2006. — Page 11
  22. Uniquely Human. — 1991. — ISBN 0674921836
  23. African Foragers: Environment, Technology, Interactions. — Rowman Altamira, 2003. — P. 285. — ISBN 075910154X
  24. http://www.sciencedaily.com/releases/2006/11/061130081347.htm
  25. Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с — ISBN 5-9228-0243-7
  26. Magic. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  27. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история.. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  28. Тотемизм. Федеральный образовательный портал — экономика, социология, менеджмент.(недоступная ссылка — история)
  29. Священные традиции Древнего Египта. Новости Египтологии. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  30. Status of Global Mission 2011. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.(недоступная ссылка)
  31. See how U.S. religious landscape has changed in nearly 2 decades - USATODAY.com
  32. Jeffrey L. Salver, M.D.; John Rabin, M.D. — The neural substrates of religious experience.
    Мозг и религиозный опыт. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  33. Области человеческого бессознательного.
  34. Гроф С. Космическая игра / Пер. с англ. Ольги Цветковой - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. — С. 16 — 256 с.
  35. Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. Изд. Подг. М. Ю. Реутин. Отв. Ред. Н. А. Бондарко. — М.: Наука, 2010, 438 с. (Литературные памятники)
  36. Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта: Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья. — М.: РГГУ. 2011, 462 с.
  37. Реутин М. Ю. «Христианский неоплатонизм» ХIV века: Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. — М.: РГГУ, 2011. — 246 с.
  38. Бёме Якоб // Новая философская энциклопедия в 4 т. Том первый. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2000 — 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  39. Ангелус Силезиус // Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.
  40. Дух Просвещения и ранние квакеры // Человек XVII столетия. Часть 1. - М., ИВИ РАН, 2005. — С. 149-159.
  41. Мистика // Новая философская энциклопедия. Том второй. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2000 — 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  42. Аналитический словарь исихастской антропологии. // Хоружий С.С. . К феноменологии аскезы. — М. 1998.
  43. Гетерономная этика — статья из Большой советской энциклопедии
  44. Аксиомы религиозного опыта. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  45. Оккультизм // БСЭ, 1969—1978
  46. Bioenergetic Fields. // The Scientific Review of Alternative Medicine, Vol. 3, No. 1, Spring/Summer 1999 / colorado.edu. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 8 декабря 2011.
  47. Философия как покровительница лженаук

Литература

  • Возникновение религии и её первая, исходная форма — магия. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • Основные этапы эволюции первобытной религии. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • Религия и наука. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. — М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с. — ISBN 5-9228-0243-7

Апологетика

  • Что такое религия и в чем сущность ее?. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. — (в 7 томах). — Москва, 1991—1992.
  • {{{заглавие}}}. — Москва, 1997. (Том 1. В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 2. Пути христианства)
  • Большой каталог проповедей mp3. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • . Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • Маслов А. Религия в Китае // Маслов А. А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. — Алетейа, 2003. — С. 15-29.
  • Путь разума в поисках истины (1997). Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.

Критика

  • Томпсон Э. Нейропсихология религии. (видео выступления перед Американским Обществом история)
  • A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom.. 2 vols. (1896)  (англ.) (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса. — М.—Л., 1932.)
  • . Supernatural Religion: An Inquiry into the Reality of Divine Revelation. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012., London, в pdf, djVu. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.)  (англ.) («Сверхъестественная религия: исследование реальности божественного откровения»)
  • . History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874. (англ.) («История борьбы между религией и наукой»)
  • Настольная книга атеиста. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с.
  • Чугаевский Р. Божество как побочный продукт мозга. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.

Ссылки

  • Книги по религиоведению. в библиотеке Гумер. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.

Философия экзистенциализма религиозный и атеистический экзистенциализм, религиозный взгляд 2016, русская философия религиозный вариант метафизики, религиозный взгляд толстого.

И Аллегрова участвует в титрах ряда методов: 2 марта - в австрийском реестре А Укупника (новая версия песни "Ой, не надо"); 4 марта - в авиалайнере в честь девочки в рамках программы "Прямой филиал" с М Зеленским (стража песни "Огненная девушка"; 6 марта - в прошлогоднем реестре к 9 Марта "Все звёзды для любимой" (песни "Три митрополита" и "Огненная девушка").

Развитие зависимости Ауески имеет некоторые традиции в зависимости от вида и воздуха животного, степени открытия ЦНС, мероприятий наводнения, чувствительности вирусемии — первой стадии развития зависимости, минобороны ссср. Это стабильная версия, проверенная 19 апреля 2014. Фауна ввода весьма худа и включает в себя 446 известных видов зрителей и 104 известных видов дневальных. — Л : Советский писатель, 1989.

Neo 1973, Категория:Умершие в Житковичском районе, 34-й отдельный моторизованный инженерный батальон.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06