Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Рерберг, Фёдор Иванович

18-10-2023

Рерберг Фёдор Иванович
нем. Hermann Friedrich Röhrberg
Дата рождения

21 ноября 1791(1791-11-21)

Место рождения

Ревель,
Российская империя

Дата смерти

5 мая 1871(1871-05-05) (79 лет)

Место смерти

Санкт-Петербург

Принадлежность

 Российская империя

Род войск

Корпус инженеров путей сообщения

Звание

Инженер-генерал

Связи

Орден Святого Владимира 4-й ст. (1814), Орден Святого Станислава 1-й ст. (1835), Орден Святой Анны 1-й ст. (1837), Орден Святого Владимира 2-й ст. (1839), Орден Белого орла (1850)

Фёдор Иванович Рерберг (нем. Hermann Friedrich Röhrberg, 17911871) — инженер-генерал Корпуса инженеров путей сообщения, сенатор.

Содержание

Биография

Родился в Ревеле 21 ноября 1791 года в семье Иоганна (Ивана Ивановича) Рерберга, директора парусной и суконной фабрики адмиралтейского ведомства в Новгороде, надворного советника.

Начальное образование получил в местной гимназии. В 1806 году, по окончании курса гимназии, отправился в Петербург, где сначала поступил в Училище корабельной архитектуры, а затем, когда открылся Институт Корпуса Инженеров Путей Сообщения ([1 октября 1810 года) — перешёл в него воспитанником. Здесь, «за отличные успехи в науках», 12 июня 1811 года он был произведен в прапорщики, а в 1812 году, уже в чине подпоручика — был определён на действительную службу в Институте, где состоял преподавателем «высших математических наук». 23 декабря этого же года Рерберг получил следующий чин — поручика.

28 мая 1815 года был откомандирован в Одессу для устройства портов на Черном море. Здесь Рерберг выполнил проект порта в г. Таганроге и принимал участие в изысканиях по соединению рек Волги и Дона. Не пробыв в командировке и двух лет, Рерберг возвратился в Петербург (8 марта 1817 года), где был прикомандирован к инженер-полковнику Фабру, строившему шоссе между обеими столицами. В этой работе Рербергом были спроектированы все мосты между Новгородом и Петербургом.

Спроектированная Ф.И. Рербергом кордегардия у Петербургской заставы в Новгороде

Через год Рерберг снова получил командировку в Новгородскую губернию. Работа его здесь состояла в постройке церквей, манежей, госпиталей, казарм и разных других зданий для войск, расположенных по берегам Волхова. В 1821 году Рерберг был произведен в подполковники. В 1825 году вышел в отставку, «за болезнью, с чином полковника». Но вскоре снова вступил на службу и был назначен членом Строительной Комиссии при Московском Опекунском Совете. В 1827 году вступил вновь в Корпус инженеров путей сообщения и получил место директора работ Главного Штаба военных поселений. С апреля 1829 года Рерберг, сверх должности директора, занял должность управляющего морским рабочим экипажем, на правах бригадных командиров учебных бригад военных кантонистов. В течение 1829 и двух следующих годов Рерберг получил награды: два монарших благоволения и признательность «за примерный по всем заведываемым им частям порядок, чистоту и устройство» и чин генерал-майора (6 декабря 1830 года).

В 1834 году, помимо занимаемых должностей, Рерберг занял ещё место члена Комитета для устройства телеграфной линии между Петербургом и Варшавой. В 1835 году Рерберг занял пост вице-директора Департамента военных поселений, оставаясь в том же Корпусе инженеров. 25 апреля 1844 года вступил в исполнение обязанностей члена 3-х комитетов: технической Комиссии Департамента железных дорог, Комитета по сооружении постоянного через реку Неву моста (Николаевского) и Комитета, учрежденного для составления Строительного Устава, а 27 апреля того же года назначен еще членом Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Через два года был назначен Директором Департамента искусственных дел Главного Управления с оставлением членом Совета.

21 апреля 1847 года Рерберг был произведен в генерал-лейтенанты. В 1848 году был назначен в члены Комитета для «начертания плана водяных и сухопутных сообщений в Империи». 1 января 1859 года Рерберг был назначен сенатором, с оставлением членом Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий (затем Совета Министерства путей сообщения и публичных зданий). Первоначально ему было повелено присутствовать в 1-ом Департаменте Правительствующего Сената; в 1861 году Рерберг был переведён из 3-го Департамента в Межевой департамент. 8 ноября 1862 года, за отличие по службе, произведён в инженер-генералы Корпуса инженеров путей сообщения. С 20 декабря 1867 года Рерберг присутствовал в Общем собрании 4-го и 5-го Департаментов Сената.

Рерберг умер 5 мая 1871 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Волковом лютеранском кладбище.

Семья

Рерберг был дважды женат, 2-м браком — на Елизавете Богдановне Танненберг (1797—1875). Из его детей наиболее известны:

Награды

За свою службу Рерберг имел знак отличия за XLV лет беспорочной службы и был награждён многими орденами, в их числе:

Примечания

Литература

  • Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
  • Мурзанов Н. А. Словарь русских сенаторов. 1711 — 1917. Материалы для биографий. — СПб., 2011.
  • Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801—1906. Биобиблиографический справочник. — СПб., 2007. — С. 671. — ISBN 5-86007-515-4
  • Список сенаторам по старшинству чинов. Составлен по 17 апреля 1866 года. — СПб., 1866. — С. 25.

Рерберг, Фёдор Иванович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06