Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Риццони, Александр Антонович

15-10-2023

Александр Антонович Риццони
итал. Alessandro Rizzoni

Фотография, 1890 год, Рим
Дата рождения:

23 января (4 февраля) 1836

Место рождения:

Рига, Лифляндская губерния, Российская империя

Дата смерти:

16 апреля (29 апреля) 1902 (66 лет)

Место смерти:

Рим, Королевство Италия

Происхождение:

ремесленник

Подданство:

 Российская империя

Жанр:

жанровая живопись

Учёба:

Императорская Академия художеств мастерская Готфрида Виллевальде

Стиль:

Академизм

Известные работы:

«Римская таверна», «Синагога», «Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, в Риме»

Награды:

Медали Императорской Академии художеств:

  • две малые (1857, 1858) и одна большая серебряные (1858);
  • малая золотая за картину «Жидовские контрабандисты» (1860);
  • большая золотая за картину «Аукцион в Лифляндской деревне» (1861)[1].
Работы на Викискладе

Алекса́ндр Анто́нович Риццо́ни (итал. Alessandro Rizzoni; 23 января [4 февраля1836, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 16 (29) апреля 1902, Рим, Королевство Италия) — российский жанровый, портретный живописец, академик, профессор Императорской Академии художеств.

Родился в семье остзейского ремесленника итальянского происхождения, выходца из Болоньи — Антона Александровича Риццони[2]. Старший брат Александра — Павел Антонович (1822-1913) — академик живописи Императорской Академии художеств[1].

После статьи, появившейся в журнале «Мир искусства» в июне 1901 года, подписанной псевдонимом Силэн (А. П. Нурок[Комм. 1]), в которой живописец был назван самым худшим из всех современных художников, А. А. Риццони покончил с собой[3][4].

Содержание

Биография

«Жиды-контрабандисты», (1860), холст, масло — Государственный Русский музей.

Александр Антонович Риццони, брат академика живописи Павла Антоновича Риццони (1822-1913), родился в 1836 году. Получив начальное образование в рижском уездном училище и первое знакомство с рисованием и живописью от своего брата, в 1852 году поступил в ученики Императорской Академии художеств, где состоял учеником профессора Б. П. Виллевальда.

В 1857 году был удостоен малой серебряной медали за картину «Корчма» и большой серебряной за картину «Итальянский шарманщик в корчме». В том же году сделал за собственный счет поездку в Италию и Францию. Картина «Жиды-контрабандисты» (в Государственном Русском музее) доставила ему в 1859 году малую золотую медаль.

После того он путешествовал в Испанию и Бельгию, неоднократно посещал прибалтийские губернии, и в 1862 году, за картину: «Аукцион в лифляндской деревне», получил большую золотую медаль и право на шестилетнее пребывание в чужих краях в качестве пенсионера академии.

Совершенствовался четыре года в Париже и особенно в Риме, причем, ещё больше, чем прежде, пристрастился к писанию миниатюрных, тщательно оконченных картин, для которых сюжеты стал брать из жизни высшего католического духовенства и монахов, из римского народного быта и из нравов тамошних евреев, помещая изображенные сцены по большой части в закрытых помещениях, каковы кабинеты прелатов, монастырские рефектории, трактиры, синагоги и тому подобное.

Восемь картинок подобного рода, привезенных в Санкт-Петербург в 1866 году, доставили Риццони звание академика и продление срока пребывания за казенный счет в чужих краях. В 1868 году, за новые произведения в том же роде, академия возвела Риццони в профессоры. По истечении срока своего пенсионерства, он окончательно поселился в Риме, где жил до самой смерти, но не разрывая связи с Санкт-Петербургом.

Из многочисленных картин Риццони, отличающихся хорошим рисунком, характерностью выведенных на сцену типов, прекрасной передачей костюмов и комнатной обстановки, удивительной тонкостью письма, но страдающих цветистостью колорита и излишней прилизанностью, достойны внимания в особенности: «Римская таверна» (в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге), «Трапеза капуцинов» (приобретена Козьмой Солдатенковым, в Москве), «Выход кардинала из церкви» (у него же), «Синагога» (у него же), «Ризница в монастыре картезианцев» (в Аничковом дворце, в Санкт-Петербурге), «Совет кардиналов» (у наследников Д. П. Боткина, в Москве), «Чтение талмуда» (в Государственной Третьяковской галерее, в Москве), «Квартет дилетантов», «Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, в Риме» и некоторые другие.

Окончил жизнь самоубийством в Риме, в 1902 году[5][Комм. 2].

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Оценка творчества

Александра Риццони, имевшего итальянское происхождение и прожившего большую часть жизни в Италии, Павел Третьяков считал русским художником и ярким представителем русской академической школы живописи.

…Ваши картинки прелестны, дай Вам Бог продолжать такие шаги вперед, какой Вы прошедший год сделали. Вот тогда мы поговорили бы с неверующими.

— Из письма Павла Михайловича Третьякова художнику[6].

Риццони сотрудничал с Павлом Третьяковым, помогая в формировании его коллекции, был посредником К. Т. Солдатёнкова в приобретении картин русских художников, живших за границей.

Если бы не собирательская деятельность таких меценатов, как Третьяков, Солдатёнков, Прянишников, то русским художникам некому было бы продать свои картины, хоть в Неву их бросай.

— А. А. Риццони[7]

Риццони сроднился с миловидным, с идиллией, положив все силы своего таланта на возможно добросовестную работу. Результат этой честной и, во всяком случае, «невредной» деятельности собрал ему кружок почитателей в иной среде руководителей, которую я именно бы назвал средою по преимуществу долга чести и труда.

— Из письма М. А. Врубеля С. И. Мамонтову, 1902 год[8][Комм. 2].

Интересные факты

  • Весной 1990 года картина А. А. Риццони «Итальянская лавочка», вместе с другими одиннадцатью полотнами, была украдена из Серпуховского историко-художественного музея. Спустя двадцать лет, картина была обнаружена в одной из московских частных художественных галерей и возвращена музею[9][10][11].

Галерея

Комментарии

  1. Нурок Альфред Павлович (1860–1919) — музыкальный критик, публицист.
  2. 1 2 В июне 1901 года в журнале «Мир искусства», А. А. Риццони назвали самым худшим изо всех современных художников и что обществу, необходимо избавиться от всех работ Риццони, которые позорят русское искусство. Не выдержав травли, художник покончил жизнь самоубийством.

Примечания

  1. ↑ Живописцы // Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академiи Художествъ. — Санкт-Петербург: Императорская Академия художеств, 1914. — Т. II. — С. 167. — 453 с.
  2. Риццони Антон Александрович // Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII – начала ХХ века (до 1917 года). Каталог / Директор Государственной Третьяковской галереи народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю. К. Королёв. — М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1984. — 720 с. — 20 000 экз.
  3. Дмитриева Н. А. Михаил Александрович Врубель. — Л.: «Художник РСФСР», 1990. — 184 с. — («Русские живописцы XIX века»). — ISBN 5-7370-0124-5
  4. Михаил Врубель. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — 544 с. — (Мастера).
  5. Риццони // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах = Энциклопедическiй словарь / начатый проф. И. Е. Андреевским, продолжается под ред. К. К. Арсеньева и засл. проф. Ф. Ф. Петрушевскаго. — Санкт-Петербург: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (Санкт-Петербург), 1899. — Т. XXIV «Резонансъ и резонаторы — Роза ди-Тиволи». — С. 830. — 481-960, II, II : ил., карт., табл. с.
  6. «Русская программа» П. М. Третьякова (рус.) // «Москва» : Журнал русской культуры. — М., 2011. — В. август.
  7. Медичи c Рогожской заставы (рус.) // «Артхроника» : журнал. — М.: Шалва Бреус, 2010. — В. от 1 октября.
  8. М. А. Врубель — С. И. Мамантову 1902 год // Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. — 2-е, испр. и доп.. — Л.: Искусство, 1976. — 384 с. — 30 000 экз.
  9. «Итальянская лавочка» наконец-то вернулась в Серпухов (рус.) // «ОКАИНФО» : общественно-политическая газета. — Серпухов, 2011. — В. от 25 марта. — № 11 (461). — С. 1.
  10. Шедевр с криминальным прошлым (рус.) // «Литературная газета» : газета. — М.: ОАО «Издательский Дом „Литературная газета“»., 2011. — В. от 15 июня. — № 24 (6326).
  11. «Итальянская лавочка» в Серпухове. В Серпуховский историко-художественный музей вернулась украденная картина. (рус.). — Серпухов: Администрация города Серпухова, 2011. — В. от 16 мая.

Ссылки

  • Александр Риццони в проекте Архивировано из первоисточника 27 сентября 2012. Проверено 1 июля 2012.
  • Картины А. А. Риццони в Архивировано из первоисточника 27 сентября 2012. Проверено 27 июня 2012.
  • А. А. Риццони в Энциклопедии живописи и графики Art-каталог  (рус.). Проверено 27 июня 2012.
  • Риццони Александр Антонович на сайте «Русская живопись»  (рус.). Архивировано из первоисточника 27 сентября 2012. Проверено 27 июня 2012.
  • Александр Риццони на сайте АртРу.инфо  (рус.). Архивировано из первоисточника 27 сентября 2012. Проверено 27 июня 2012.

Риццони, Александр Антонович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06