Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Рождественский, Константин Иванович

23-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Константин Иванович Рождественский (1906, Томск — 1997, Москва) — советский и российский художник-супрематист, график, мастер эксподизайна. Народный художник РСФСР (1976). Действительный член АХ СССР (1979).

В Томске

Константин Рождественский родился 19 марта (ст. стиль) 1906 года в селе Берикуль Мариинского уезда Томской губернии , в семье священника. Отец умер, когда сыну было шесть лет. Закончил начальную школу; с 1920 года работал в мастерской деревянных детских игрушек.

Учился в Томском Практическом Политехническом институте. В Институте познакомился с преподавателем рисования, художником Митрофаном Максимовичем Поляковым [1] , в его студии стал заниматься живописью. Выставлялся на общих художественных выставках в Томске с 1922 г. Работал художником - декоратором в Томском Большом театре.

В Ленинграде

Осенью 1923 года переехал в Петроград.

С ноября 1923 года вступил в число практикантов Казимира Малевича в ГИНХУКе. С этого времени, и до смерти К. С. Малевича в 1935 году, находился рядом с учителем, под его непосредственным влиянием.

Работал в Отделе живописной культуры до 1927 г. [2] В 1923-1924 гг. изучает творчество П. Сезанна, повлиявшее на его дальнейшую работу. Читал лекции, проводил семинары, писал статьи и доклады о сезаннизме. Педагогическая система Малевича основывалась на "теории прибавочного элемента" , и на практическом изучении «систем» нового искусства (импрессионизм - сезаннизм – кубизм – футуризм - супрематизм) : «Мы работали не только с цветом, но и с пространством … изучали прежде всего живопись как основу современного восприятия и выражения в искусстве, (ибо) заложенное в современной живописи понимание формы, материала существенно и для архитектуры, и для скульптуры».

С 1929 г. сближается с другими учениками Малевича, Л. А. Юдиным и В. В. Стерлиговым, образуя с ними общую творческую группу "живописно - пластического реализма [3] в которую входят также В. М. Ермолаева, А. А. Лепорская.

Преподавал в Ленинградском институте истории искусств и руководил изостудией Дома культуры имени Первой пятилетки.

Как живописец, Рождественский неизменно находился под влиянием "Крестьянского цикла" К. С. Малевича. Композиции Рождественского это времени - обобщённого характера крестьянские фигуры, с пустым овалом лица, редко- с обозначенными чертами, находящиеся в пространстве, где основную часть фона составляет гладко написанное синее небо, горизонт подчёркнут черной полосой. [4] Живопись: "Супрематизм. Крестьянка"(1933), "Пастух", (1932-1933, ГТГ), «Урожай», «Три грации» (1934), "Сибиряк"(1933-1934)« Женская фигура» и «Женщина» (1933), "Автопортрет" (1929), «Супрематический ландшафт. Космический аппарат» (1935).

В середине 1930-х гг. навсегда оставляет живопись и начинает заниматься выставочным дизайном, вплоть до конца 1980-х гг.

В Москве

В 1936 году переезжает в Москву, где живёт до конца жизни.

Совместно с Н. М. Суетиным оформлял Советский павильон на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» (1937) в Париже, затем работал на Всемирной выставке в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня» (1939). С оформления Советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году, отмеченного высшей наградой выставки – Гран–при, начинается работа художника в искусстве выставочного ансамбля.

В 1940 е гг. работал в Академии архитектуры в Москве. В 1950 - 1970 –е годы возглавлял большие творческие коллективы специалистов, создавших такие знаменитые выставочные ансамбли, как павильоны СССР на Всемирных выставках.

Был главным художником Всемирных выставок в Брюсселе в 1958 г.

Работал заместителем главного художника ВДНХ, на Всесоюзной строительной выставке, оформлял многочисленные советские выставки за рубежом, Всесоюзные художественные выставки в Москве, был куратором декоративно-прикладного искусства в Союзе художников СССР.

Литература

  • Рязанцев, И. Искусство советского выставочного ансамбля. М: «Советский художник», 1976.
  • Соседова, М. Константин Иванович Рождественский / Советское декоративное искусство – 1983 - №6
  • Михиенко, Т. Константин Михайлович Рождественский // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920 – 1950. — [СПб.] Palace Editions, 2000. С. 240-263.
  • Толстой, В. Патриарх оформительского дела. К столетию со дня рождения К. И. Рождественского / ДИ - 2006. - №1.
  • Козлов, Г. Враги народа в Париже / Г. Козлов //Артхроника – 2007 - №6 – С. 104-109.
  • Михиенко, Т. Константин Рождественский К 100-летию художника. Третьяковская галерея - 2007(14) - №1

Примечания

  1. Поляков Митрофан Максимович (1885-1924) родился в Тамбовской губернии. Окончил Козловское уездное училище (1896-1900), затем Строгановское училище (1900-1906). В Томск приехал в 1913 г. Преподавал в коммерческом училище, в Учительском институте. В 1918 г. поддержал идею создания в Томске Сибирской народной художественной академии. Организатор Союза томских художников.
  2. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: Palace Editions, 2000. — С. 250.
  3. Журнальный зал | Звезда, 2011 N11 | ЮРИЙ КРОЛЬ - ╚Приплюсовали меня!╩
  4. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: Palace Editions, 2000. — С. 258 - 263/

Рождественский, Константин Иванович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06