23-10-2023
Россия |
КНР |
Российско-китайские отношения — взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими соответственно на территории этих стран на протяжении последних 400 лет. На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.
Отношения, в истории которых периоды «братской дружбы» сменялись вооружённым противостоянием, в настоящее время характеризуются обеими странами как «стратегическое партнёрство и взаимодействие».[1][2]
Содержание |
«В 2004 году объем российско-китайской торговли впервые превзошел рубеж $20 млрд. Это определенный успех, но обе стороны считают, что, с точки зрения потенциала и базы для сотрудничества, этот показатель недостаточен», — отмечал в 2005 году официальный представитель МИД КНР Кун Цюань[3].
В марте 2006, в ходе очередного визита российского президента Владимира Путина в Китай, было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов, которые позволят Китаю повысить свою энергетическую безопасность и получить независимость от внешней политики США и стран Западной Европы. С российской стороны право экспорта энергоносителей было закреплено за государственными компаниями — «Газпромом», «Роснефтью» и РАО ЕЭС (с 2008 года РАО ЕЭС перестала существовать).
Все меморандумы предполагают подготовку долгосрочных контрактов по поставкам в КНР газа, нефти и электроэнергии, в результате чего в течение ближайших 15 лет Россия может стать крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай. До сих пор КНР основной упор делала на импорт нефти из стран Персидского залива (в основном из Ирана и Омана), однако в последние несколько лет здесь предпринимались попытки диверсификации источников энергоносителей — в частности, за счёт прокладки континентальных трубопроводов из России и Казахстана.
Подписанные документы предусматривают:
В то же время, существуют сомнения в том, что российско-китайское экономическое сотрудничество действительно выгодно и перспективно или по крайней мере может стать таковым для российской стороны. [5] Торговые отношения продолжают крепнуть, однако они все больше устраивают интересы скорее Китая, чем России[6]. Эксперт Стивен Дж. Бланк так оценивает перспективы российско-китайских отношений: "Политические и экономические неудачи России по развитию Дальнего Востока подорвали её стремление к стабильному статусу великой державы в Азии и её способность играть эту роль... Если эти тенденции сохранятся в текущем виде, Россия станет младшим партнером Китая и поставщиком сырья, а не самостоятельной державой в Азии.[7]" Подобный вывод содержится и в докладе экспертов Европейского совета по международным отношениям: Китай находится в положении «развивающейся супердержавы, которая во все большей степени рассматривает Россию как младшего партнера»[6].
В 2005 году состоялась ратификация Государственной думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР — многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.
Дополнительное соглашение определяет линию прохождения границы в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и территории островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре. Эти два участка составляют менее 2 % общей протяжённости границы в 4,3 тыс. км. Соглашение предусматривает равное распределение районов общей площадью 380 кв. км., не согласованных при заключении предыдущего соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на её восточной части от 16 мая 1991. Граница будет зафиксирована по фарватеру судоходных рек, а для несудоходных — по середине реки. Документ был подписан главами государств 14 октября 2004.
Подписание и ратификация соглашений с российской стороны была воспринята в штыки российскими патриотически-государственническими политическими кругами, рассматривающими их как уступку Китаю исконно русских территорий. По мнению МИД России, подписание и ратификация этого соглашения не означает ни уступок, ни передачи «российских территорий Китаю, и речь не идёт о каких-то территориальных завоеваниях этой страной нашей территории».
В августе 2005 года прошли первые совместные российско-китайские военные учения[8].
Россия поддерживает принцип территориальной целостности КНР. После принятия Китайской Народной Республикой в марте 2005 года закона «О противодействии расколу страны» президент Путин заявил о своей однозначной поддержке этого закона. При этом акцент делается на необходимость использования политических средств для обеспечения территориального единства Китая.
МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ А. Яковенко, "мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, не приемлем концепций «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». (подробнее см. КНР и Тайвань).
Экономические, научно-технические, культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, при этом в российско-тайваньских контактах не могут использоваться государственная символика России и символика и название Китайской Республики.[9]
Китай установил свою власть над Тибетом в 1950, и с тех пор Тибет для руководства СССР и России всегда представлял собой неотъемлемую часть КНР.
С 2001 по 2004 Россия отказывала в предоставлении въездной визы для Духовного главы буддистов мира и религиозного лидера Тибета Далай-ламы XIV Агвана Лобсана Тенцзина Гьяцо, почитаемого российскими гражданами, исповедующими буддизм (в основном в Калмыкии, Тыве, Бурятии и двух бурятских автономных округах).
До этого Далай-лама в течение 1979—1996 семь раз посещал российских буддистов. В 1994, находясь в Москве, он даже выступал в Госдуме. Однако чем более прочным становилось российско-китайское партнёрство, тем труднее было Далай-ламе попасть в Россию. Лишь в конце ноября 2004 ему вновь было разрешено побывать в Калмыкии с одним условием — отказа от каких-либо контактов с официальными лицами. С тех пор в визе вновь отказывают под разными предлогами.
Одно из основных опасений на сегодняшний день — проблема стихийной и незаконной иммиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока. Существует мнение, что если данная тенденция сохранится, то русские на дальнем востоке станут национальным меньшинством. Плотность населения и перенаселенность на китайской стороне границы являются сильной мотивацей для эмиграции: более ста миллионов человек живут в трех провинциях Северо-Восточного Китая, в то время как по другую сторону границы население 6,2 миллиона квадратных километров Дальневосточного федерального округа сократилось примерно с девяти миллионов в 1991 году до семи миллионов в 2002 году[10].
Многие эксперты отмечают сильное завышение масштабов «китайской угрозы» в современных СМИ, научно-популярных передачах и выступлениях политиков, полагая, что реальные объёмы иммиграции из Китая пока не позволяют говорить о превращении русских на Дальнем Востоке в «национальное меньшинство» в обозримой перспективе. [11] Тем не менее, по мнению многих русских демографов, число китайцев в России в 34 500 чел. по данным переписи может представлять собой недоучет, полагая более реальной оценку оценку от 200 000 до 400 000. Например, по оценкам Жанны Зайончковской, руководительницы лабораторией миграции населения Национального экономического института прогнозирования Российской Академии наук, в 2004 году общее количество китайцев в настоящее время в России в любой момент (резидентов или туристов) составляет около 400 000 человек[12].
Идею создания стратегического треугольника Россия — Индия — Китай первым из известных политических деятелей выдвинул ещё в 1998 году российский премьер-министр Евгений Примаков. Не в состоянии остановить готовившуюся операцию НАТО против Югославии, Примаков призвал к сотрудничеству трёх стран как своего рода противодействию однополярности в мире. Потребовалось, однако, несколько лет для того, чтобы это предложение было поддержано дипломатами.
Первые трёхсторонние встречи в этом формате состоялись в Нью-Йорке в период сессий Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 и 2003, а в 2004 — в Алма-Ате в ходе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В июне 2005 встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии впервые состоялась на территории одного из трёх государств «треугольника» — во Владивостоке.
Взаимодействие трёх государств, суммарное население которых составляет 40 % населения земного шара, позволяет повысить международный вес каждой из них. Судя по заявлениям лидеров трёх стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было, но в то же время оно призвано сделать мир многополярным и способствовать демократизации миропорядка.
Каждое из государств, по-видимому, преследует, помимо общих, ещё и индивидуальные интересы:
Сотрудничество в рамках «треугольника» уже позволило начать процесс нормализации отношений между Китаем и Индией и урегулирования пограничных проблем. Полностью урегулированы пограничные вопросы между Китаем и Россией (см. выше).
Наблюдатели указывают на то, что партнёрство трёх государств организационно пока никак не оформлено и, возможно, не примет чётких международно-правовых форм, поскольку это означало бы образование альтернативного США центра силы в Азии и неминуемо вызвало бы их негативную реакцию.
В настоящее время ни одному из трёх государств этого по разным причинам не хотелось бы. В частности, Россия рассматривает США как партнёра в борьбе с распространением ядерного оружия и за поддержание стратегической стабильности в мире.
Первые достоверные данные о появлении русских на территории современной КНР относятся к 14 веку и связано со вторжением монголов на Русь, в результате которого какое-то количество плененных мужчин было отправлено в Китай, который тогда являлся частью Юаньской империи монголов.
Согласно «Истории династии Юань», в первый год правления под девизом «Чжишунь» (1329) взятые в плен русские в Китае обороняли границы и обрабатывали землю в качестве военных поселенцев. Правительство империи Юань учредило в Пекине специальный орган, который отвечал за управление ими[13].
В Пекине русских пленников зачислили в ханскую гвардию. Были сформированы следующие полки: кипчакский (из кипча — половцев), асу (из асов — аланов), русский. Соединение ханской гвардии составленное из русских называлось «Охранный русский полк, прославившийся верноподданностью» (宣忠斡罗思卫亲军 Сюаньчжун олосы вэй циньцзюнь). Сведений о первоначальной численности полка не сохранилось. Но известно, что в 1331 году к нему было приписано 600 человек.
В «Истории династии Юань» за 1332 год упоминается о прибытии в Пекин полоненных русских трижды, численностью 170, 2500 и 30 человек со 103 подростками. Также есть упоминание о назначении монгольского полководца Бояня командиром монгольского, кипчакского и русского полков.[14][15][16][17]
Необходимо иметь в виду, что империя Юань — монгольское, а не китайское государство, и появление русских на территории Китая, в то время входившего в империю Юань, следует рассматривать в рамках российско-монгольских, а не российско-китайских отношений.
После того, как монголы были изгнаны из Пекина, Китай вновь стал государством (империя Мин).
В результате завоевательных походов маньчжуров Китай вновь потерял независимость и стал частью маньчжурской империи Цин.
Необходимо иметь в виду, что после захвата Пекина маньчжурами последние постепенно присоединили к своей империи Цин весь Китай, который в результате утратил свою государственность. С тех пор Россия и другие страны официально поддерживали отношения с этой империей, а не с завоеванным ею Китаем. Отношения с Китаем как государством возобновились лишь 23 сентября 1913 г., когда Российская империя признала Китайскую республику.
В КНР придается значение созданию «Историй взаимоотношений Китая и России». «Принципиальное содержание всех этих „Историй“ одинаково. Суть его состоит в том, чтобы у читателей складывалось представление об истории как о практически непрерывных войнах или как о борьбе Китая против „агрессии“ и „неравноправия“ со стороны России с начала наших отношений в XVII в. до конца ХХ в.»[20]
Некоторые российские эксперты считают, что в своих сочинениях китайские россиеведы начала XXI в. намеренно подчеркивают и повторяют слова «война» и «враг» применительно к отношениям Китая с Россией, явно выполняя задачи, которые ставит перед ними пропагандистский отдел ЦК КПК.[21]
В китайских исторических учебниках и атласах части Сибири и Дальнего Востока часто окрашены в «китайские» цвета на картах соответсвующих периодов.[22] По мнению политолога, президента Института Стратегических оценок Александра Коновалова, Китай — в будущем серьёзная головная боль для России.[23]
Отношениям между КНР и СССР посвящены ряд почтовых марок СССР:
Дружба советских и китайских студентов.
Дружба навеки!
Российско-китайские отношения.