Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Россолимо, Григорий Иванович

19-09-2023

Россолимо, Григорий Иванович (5 декабря 1860 — 29 сентября 1928) — русский невропатолог и дефектолог.

Россолимо, Григорий Иванович
Дата рождения:

5 декабря 1860(1860-12-05)

Место рождения:

Одесса

Дата смерти:

29 сентября 1928(1928-09-29) (67 лет)

Место смерти:

Москва

Страна:

Подданство  Российская империя, СССР

Научная сфера:

невропатология,педагогика,психология

Место работы:

МГУ

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

МГУ

Научный руководитель:

А. Я. Кожевников

Известные ученики:

Забугин Ф. Д.,В. П. Хорошко, И. М. Присман, С. Е. Рабинович.

Известен как:

выдающийся невропатолог, психолог, педагог

Содержание

Биография

Г. И. Россолимо родился 5 декабря 1860 г. в г. Одесса в семье греческого происхождения. Его дед, моряк с острова Кефалония, спасся при кораблекрушении возле Одессы и остался здесь жить. Россолимо окончил Одесскую Ришельевскую гимназию. В 1884 г. закончил медицинский факультет Московского университета. Был однокурсником и близким другом А. П. Чехова. С 1890 заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова. Работает в Московском университете. В 1911 г. Г. И. Россолимо уходит из университета в знак протеста против действий против студентов и профессуры царского министра просвещения Л. А. Кассо. Активно выступает на педагогических и психологических съездах, освещая проблемы изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей. В 1911 г. организует на свои деньги Институт детской психологии и неврологии где безвозмездно работают его ученики и друзья (Рабинович С. Я., Забугин Ф. Д., и др.). Г. И. Россолимо был одним из организаторов Общества невропатологов и психиатров, где состоял председателем в течение 10 лет. Был основателем и редактором журнала «Невропатология и психиатрия». Являлся одним из организаторов психологического общества при Московском университете. В 1917 г. Г. И. Россолимо дарит свой институт Московскому университету. С 1917 г. Г. И. Россолимо профессор МГУ и директор Неврологического института им. А. Я. Кожевникова. Умирает в Москве 29 сентября 1928 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Могила Г.И. Россолимо на Новодевичьем кладбище.

Отзывы современников о деятельности Г. И. Россолимо

Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко говорил, что Г. И. Россолимо обладает исключительным талантом и является учёным с мировым именем. Особенно подчёркивал Семашко большую работу Г. И. Россолимо по изучению нервно-больных детей, по созданию первого, и единственного в то время в СССР, детского отделения при клинике нервных болезней. Академик И. П. Павлов говорил о его "… разносторонней и высоко плодотворной научной деятельности. Народная Артистка СССР А. А. Яблочкина благодарила Г. И. Россолимо за помощь, которая позволила ей изучить психику больного человека и потом воплотить это на сцене в образе её героев. Известный специалист по обучению умственно отсталых детей Е. К. Грачёва писала, поздравляя Г. И. Россолимо «Спасибо, за несчастных деток, на благо которых Вы трудились 40 лет».

Вклад в развитие отечественной невропатологии

Разрабатывал вопросы морфологии нервной системы. Уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Описал патологический стопный сгибательный рефлекс, впоследствии названный его именем. Этот рефлекс важный симптом при органических поражениях пирамидного пути. Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкое распространение в клинике нервных болезней и стал непременным приёмом при объективном исследовании нервной системы. Работы Г. И. Россолимо посвящены диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени. Изобретатель многих медицинских приборов: динамометр, клонограф, мозговой топограф и др.

Вклад в развитие отечественной психологии и дефектологии

Сферой научных интересов Г. И. Россолимо были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение Г. И. Россолимо придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Г. И. Россолимо считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке. В своей деятельности он использовал и развивал идеи К. Д. Ушинского. Как отмечает его соратник Ф. Д. Забугин: «Идеи Ушинского и Пирогова и их заветы были постоянно спутниками педагогических характеристик, диагнозов и тех мероприятий, которыми всегда провожал Г. И. своих маленьких пациентов». Вслед за К. Д. Ушинским Г. И. Россолимо писал: «Искусство воспитания,… требует себе на помощь различные науки о человеке и в особенности те, которые занимаются душой человека не только вообще, но и на разных ступенях и в разных условиях его развития: наука о ребёнке, педология, со всеми своими атрибутами индуктивной дисциплины уже стучится в двери семейных домов и школ, апеллируя к наблюдениям родителей, заметкам учителей и данным исследования врачей, особенно врачей — знатоков детской здоровой и больной души». Г. И. Россолимо считал, что надо создать метод изучения личности ребёнка, который бы позволял определить уровень его интеллектуального развития. Это даст возможность направлять отстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцированно подойти к умственной отсталости, выделяя в ней разные группы по степени тяжести нарушения интеллекта.

Метод изучения интеллекта

Свой метод экспериментального исследования личности он назвал методом «психологических профилей». В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность). Профили оцениваются по десятибалльной шкале. Графически высота каждого профиля выражалась высотой ординаты: из показателей вычислялась средняя высота психологического профиля. Метод стал первым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей. Г. И. Россолимо считал, что профиль имеет диагностическое значение для определения дефективности личности, степеней умственной отсталости(значительная, средняя или слабая), а также характера отсталости (недостатки высших психических процессов, слабость психического тонуса). Г. И. Россолимо писал о цели своего метода: «Центр главного нашего интереса … заключается в определении, при помощи исследования психологического профиля, высоты отсталости, то есть степени отсталости или вернее, силу психо-механики учащихся, и для достижения этой основной нашей цели мы и постарались использовать все упомянутые точки зрения, как мерило проверки нашего метода. Результаты получились: мы могли проследить довольно полное соответствие между показателями профиля с одной стороны, и медико-педагогическими характеристиками, приведёнными к распределению по учебным заведениям, с другой». Г. И. Россолимо отмечает необходимость определения потенциальных возможностей ребёнка ещё до школы, что поможет сразу направить его в соответствующее учебное заведение. По его мнению, разработанный им метод может оказать в этом значительную помощь. «В этом направлении, на основании данных этой работы мы могли бы сделать некоторые практические выводы для руководства при решении вопроса о характере одарённости или, вернее, если можно так выразиться, неодарённости детей на предмет направления их в соответствующее учебное заведение; конечно, речь здесь идёт не о таких выводах, которые дают отдельные паспорта для направления в тот или иной класс, в ту или иную школу, а о тех принципиальных исходных точках для характеристики психо-механики ребёнка, которые позволяют даже заранее, ещё до школьного опыта, делать заключения о рабочей силе ума и об её психологических, наиболее характерных особенностях…». Метод, разработанный Г. И. Россолимо, использовался многими исследователями. Его взгляды на экспериментальное исследование интеллекта оказали значительное влияние на изучение детей с отклонениями в развитии. Несмотря на то, что в дальнейшем были показаны значительные недостатки этого метода, и сама идея количественного исследования интеллекта была подвергнута научно обоснованной критике, его идеи составили целый этап в развитии изучения детей с отклонениями в России. На момент появления метода Г. И. Россолимо в России практически не было ни одного разработанного отечественными учёными метода исследования интеллекта детей с отклонениями. Вышесказанное позволяет называть Г. И. Россолимо один из основоположников отечественной дефектологии.

Труды

  • Россолимо Г. И. Краткий метод исследования умственной отсталости//Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 — 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С.198 — 203.
  • Россолимо Г. И. План деятельности отдела призрения и обучения психически — отсталых детей при XII секции второго съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию//Труды XII секции Призрение и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей второго Съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895—1896 г.- М.,1898.- Раздел 3.- С. 1 — 7.
  • Россолимо Г. И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии (с приложением таблицы для записи данных объективного исследования интеллекта): Пособие для родителей, педагогов и врачей.- М.: Типо-литогр. И. Н. Кушнерёв и Кº,1909.- 43 с.
  • Россолимо Г. И. «Психологические профили» дефективных учащихся//Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 — 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С. 203—238.
  • Россолимо Г. И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.).- М.: Тип. Т-ва. И. Н. Куршев и Кº,1914.-41 с.

Источники

  • Россолимо Г. И. План деятельности отдела призрения и обучения психически отсталых — детей при XII секции 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию//Труды XII секции Призрения и воспитания слепых, глухонемых и ненормальных детей 2- го. Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895—1896 г.- М.,1898.- Отдел 3.- С. 1.
  • Россолимо Г. И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии (с приложением таблиц для записи данных объективного исследования интеллекта): Пособие для родителей, педагогов и врачей.- М.,1909.- С. 3.
  • Россолимо Г. И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.).- М.,1914.- С. 33.
  • Бадалян Л. О. Невропатология.- М.,2000.
  • Забугин Ф. Д. Г. И. Россолимо врач-педагог//Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина,1950.- Т.61.- С. 176.
  • Ляпидевский С. С. Невропатология.- М.,2000.
  • Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней.- М.,2003. — С. 275.

Ссылки

Фотография А. П. Чехов и Г. И. Россолимо


Россолимо, Григорий Иванович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06