23-10-2023
Дхарма · Артха · Кама |
Веды · Упанишады |
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша |
Рудра́ (санскр. रुद्र, rudra IAST, яростный, ревущий, красный) — ведийское божество, связанное с несчастьями, болезнями, охотой и ветром или бурей[1].
Содержание |
Целиком в Риг-веде Рудре посвящено три[2] или четыре[3] гимна:
Всего же в Риг-веде можно найти около 75-ти обращений к Рудре[2], основным мотивом которых является просьба о милосердии:
मा नस्तोके तनये मा न आयौ मा नो गोषु मा नो अश्वेषुरीरिषः वीरान मा नो रुद्र भामितो वधीर्हविष्मन्तःसदमित तवा हवामहे |
mā nastoke tanaye mā na āyau mā no ghoṣu mā no aśveṣurīriṣaḥ vīrān mā no rudra bhāmito vadhīrhaviṣmantaḥsadamit tvā havāmahe |
Ни детям нашим (или) внукам, ни нашему сроку жизни, ни нашим коровам, ни коням не причини вреда! Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей! С жертвенными возлияниями мы всегда призываем тебя. (I, 114.)[5] |
Он описывается могучим богом, вооружённый луком и чёрными стрелами, быстро летящий, носящим косу, сопровождаемый Марутами. Рудра считался приносящим болезни, а также тем, кто излечивал от них: к нему обращались с молитвами о здоровье и именовали «[Имеющим] успокаивающее целебное средство» (1.43.4), «[Обладателем] тысячи целебных средств» (7.46.3), «Самым исцеляющим из целителей» (2.33.4) — эта связь Рудры с болезнями и излечением уже в пуранический период отразилось в целом ряде эпитетов, например Вайдьянатха (санскр. वैद्यनाथ, vaidyanātha IAST)) — Владыка врачей.
Риг-веда неоднократно называет Рудру «Гхора» (санскр. घोर, ghora IAST) — страшный, яростный, неистовый — и обращается к Рудре с просьбами о милости к молящимся ему[6]. Это слово, однако, имеет и другое, менее известное значение: Безупречный; Безукоризненный; Прекрасный[7]. Это значение напрямую перекликается с эпитетами Рудры как Верховного Управителя: РВ 6.49.10 называет Рудру Отцом мироздания (bhuvanasya pitaraṃ IAST)):
भुवनस्य पितरं गीर्भिराभी रुद्रं दिवा वर्धया रुद्रमक्तौ बर्हन्तं रष्वमजरं सुषुम्नं रधग घुवेम कविनेषितासः |
bhuvanasya pitaraṃ ghīrbhirābhī rudraṃ divā vardhayā rudramaktau bṛhantaṃ ṛṣvamajaraṃ suṣumnaṃ ṛdhagh ghuvema kavineṣitāsaḥ |
Этими хвалебными песнями отца мироздания Рудру днем я хочу усилить, Рудру - ночью! Могучего, высокого, нестареющего, очень благожелательного мы хотим призвать, как следует, вдохновленные поэтом.[5] |
В другом месте (РВ 2.33.9) Рудра именуется «Владыкой этого огромного мира» (īśānādasya bhuvanasya IAST)
सथिरेभिरङगैः पुरुरूप उग्रो बभ्रुः शुक्रेभिः पिपिशेहिरण्यैः ईशानादस्य भुवनस्य भूरेर्न वा उ योषद रुद्रादसुर्यम |
sthirebhiraṅghaiḥ pururūpa ughro babhruḥ śukrebhiḥ pipiśehiraṇyaiḥ īśānādasya bhuvanasya bhūrerna vā u yoṣad rudrādasuryam |
С твердыми членами, многообразный, грозный, бурый украсил себя яркими золотыми украшениями. От владыки этого огромного мира, от Рудры никогда ведь не отдаляется асурская сила![5] |
Прилагательное «шивам» (санскр. शिवं, śivaṃ IAST, благоприятный) впервые по отношению к Рудре встречается в Риг-веде в 10.92.9:
सतोमं वो अद्य रुद्राय शिक्वसे कषयद्वीराय नमसादिदिष्टन येभिः शिवः सववानेवयावभिर्दिवःसिषक्ति सवयशा निकामभिः |
stomaṃ vo adya rudrāya śikvase kṣayadvīrāya namasādidiṣṭana yebhiḥ śivaḥ svavānevayāvabhirdivaḥsiṣakti svayaśā nikāmabhiḥ |
Направьте сегодня с поклоном вашу хвалу Рудре умелому, повелевающему мужами, (А также тем) стремительно движущимся, с которыми благожелательный, охотно помогающий следует с неба, прекрасный сам по себе - с ними, приверженными.[5] |
В Яджур-веде Рудре посвящёно уже довольно большое количество гимнов и к моменту их кодификации эпитет «Шива» уже прочно занимает место если не основного имени, с которым обращаются к Рудре, то по крайней мере, становится одним из основных его эпитетов. На этот факт указывает использование эпитета в одном Рудра-сукте — одном из важнейших как для развившейся из культа Рудры религиозно-философских школ, Шиваизма, так и для развившегося из ведизма смартизма.[2] По мнению Дандекара[8], Чакраварти, Чаттерджи и других, к моменту кодификации Рудра-сукты уже произошло слияние ведического Рудры (красный) и прото-дравидийского божества Шивы или Сивы (красный) из-за близости культов и имён[9] и эпитет стал превращаться в основное имя.
Хотя Риг-веда даёт очень мало материала о доведическом культе Рудры, Дандекар на основе анализа текстов Риг-веды и материала из раскопок Хараппской цивилизации сделал предположение о распространённости прото-культа ведического Рудры и/или других, близких Рудре, божеств, чьи культы в дальнейшем были ассимилированы культом Рудры.
К эпическому периоду, к началу составления Махабхараты и Пуран, слово «Рудра» уже практически полностью превратилось из основного имени в один из наиболее употребляемых эпитетов. При этом первоначальное значение дравидийского слова «шива» забылось и на первый план вышло его санскритское значение — «благой».[8]
Согласно пуранам, Рудра произошел из чела Брахмы. Он явился воплощением всего того самого разрушительного и устрашающего, что можно было найти в богах. Покинув место своего рождения, Рудра удалился ото всех богов на севере Индии в горах. Данное божество было властелином над всеми животными, и, следовательно, он имел еще одно имя — Пашупати, то есть Хозяин Зверей.
Изображался он в виде охотника, одетого в шкуры животных, с чёрными волосами, стянутыми в узел. В данном облике он путешествовал по миру, охотился в лесах с помощью своего лука и чёрных стрел.
Женой Рудры была Сати, дочь властелина всех созданий Дакши. Сати безумно любила своего мужа и даже принесла себя в жертву, узнав, что при делении жертв Рудре не выделили ничего.
От Рудры произошли на свет Рудры — ужасные, похожие на змей исчадия, которые всюду следовали за отцом и бросались на всех, кого видели.
Второе поколение, произошедшее от Рудры, было не таким ужасным. Это были Маруты, божества бури. Маруты произошли от связи Рудры с Землёй, при чем Земля приняла облик пятнистой коровы, а Рудра — быка. Его сыновья стали армией и всюду сопровождали его в его славных подвигах и битвах с асурами и ужасными чудовищами.
Рудра Хираньявартани — стремительная сила и движение на пути света.
Рудра-шакти — сила Рудры.
Рудры — некие стремительные и свирепые; группа божеств, иногда идентифицируемая в Ведах с Марутами; впоследствии, 11 или 33 младших божества, ведомых Рудрой-Шивой.
|
||
---|---|---|
Тримурти — Тридеви | Брахма — Сарасвати • Вишну — Лакшми • Шива — Парвати | |
Локапалы | Агни • Варуна • Ваю • Индра • Кубера • Сома • Сурья • Яма | |
Наваграха | Сурья • Чандра • Мангала • Будха • Брихаспати • Шукра • Шани • Раху • Кету | |
Боги и богини | Ганеша • Дурга • Сканда • Кама • Ганга • Савитар | |
Храмы | Индуистские храмы • Храмы Кришны • Храмы Джаганнатхи • Храмы Шивы • Храмы Тамил-Наду | |
Священные писания | Веды • Упанишады • Пураны • Махабхарата • Рамаяна • Тантры • Агамы • Гиты | |
Направления индуизма | Индуизм • Вайшнавизм • Ганапатья • Каумарика • Саурья • Смартизм • Шактизм • Шиваизм | |
Боги индуизма · Боги индуизма на Викискладе · · · · · Богини индуизма · Богини индуизма на Викискладе |
Шиваизм | ||
---|---|---|
Основные праздники | Маха-Шиваратри · Ганеша-чатуртхи · Наваратри · Дурга-пуджа · Дивали · Чхатх | |
Священные дни | Карва-чаутх · Тайпусам · Махалакшми-врата · Ракша-бандхан | |
Направления | Пашупата · Лингаята · Натха · Капалика · Кашмирский шиваизм · Шайва-сиддхантха · Шайва-адвайта | |
Родственное | Шактизм · Ганапатья · Каумарья | |
Писания | Пураны · Упанишады · Агамы · Тантры | |
Учителя и святые | Шивая Субрамуниясвами · Свами Ланкшман Джу · Абхинавагупта · Басава · Васугупта · Горакшанатх | |
Категория Изображения на тему «Шиваизм» на Викискладе |
Рудра.