01-06-2023
Русский медведь (англ. Russian Bear), во времена СССР также, и гораздо реже Советский медведь (англ. Soviet Bear) — олицетворение России (ранее СССР), «атрибут российского государства и субститут ее верховного правителя» (определение Хрусталёва[1]).
Встречается на первых географических картах Русского государства. На «Морской карте»[2], составленной и откомментированной шведским священником Олаусом Магнусом (Olaus Magnus; 1490—1557) в 1539 году есть медведь — маркер Русского государства.
Содержание |
Одним из устойчивых представлений западного обывателя о России является миф о медведях, свободно ходящих по улицам.
Миф восходит к образу, описанному Герберштейном (Sigismund von Herberstein; 1486—1566) в знаменитых «Записках о Московии» (Rerum Moscoviticarum Commentarii). «Записки о Московии» за 50 лет выдержали 21 издание на пяти языках[3]. Почти на столетие сочинение Герберштейна закрыло тему историко-географического описания Московии. Последующие авторы, желая рассказать про эту страну, просто переписывали, чуть переиначивая, фразы из Герберштейна, выступавшего главным и бесспорным авторитетом в «познании» Восточной державы. Одним из кочующих сюжетов и стал эпизод с медведями голодной зимой 1526 года из авторского перевода «Записок о Московии» на немецкий язык 1557 года. По сравнению с изданием 1549 года из описания поездки в Москву в 1526 году в разделе «Хорография Московии» выброшены всякие указания на случайность события: вместо «в 1526 году» — «в последний раз», вместо «в тот год» — «рассказывали также», не «гонимые голодом», а просто «врывающиеся в дома» медведи, что представлено как обычное явление для русской зимы.
В издании 1549 года (на латинском языке):
«Мы лично, приехав туда [в 1526 г.] видели, как от зимней стужи прошлого года совершенно погибли ветки плодовых деревьев. В тот год стужа была так велика, что очень многих ездовых, которые у них называются gonecz, находили замерзшими в их возках. Случалось, что иные, которые вели в Москву из ближайших деревень скот, привязав его за верёвку, от сильного мороза погибали вместе со скотом. Кроме того, тогда находили мёртвыми на дорогах многих бродяг, которые в тех краях водят обычно медведей, обученных плясать. Мало того, и сами медведи, гонимые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их крестьяне толпой бежали от их нападения и погибали вне дома от холода самою жалкой смертью».
В издании 1557 года (на немецком языке):
«Мы лично, приехав туда [в 1526 г.] в последний раз видели, как от зимней стужи прошлого года совершенно погибли ветки плодовых деревьев. Рассказывали также, что очень многих ездовых, которые у них называются gonecz, находили замерзшими в их возках. Скажу даже более того. Некоторые господа посылали в свои хозяйства за коровами, чтобы забить их; один из слуг вел корову и замерз сидя, с верёвкой, привязанной к руке, и корова рядом с ним. Кроме того, тогда находили мёртвыми на дорогах многих, которые в тех краях водят обычно медведей, обученных плясать. И медведи врывались в дома; при виде их крестьяне толпой бежали от их нападения и погибали вне дома от холода самою жалкой смертью»[4].
В результате появление медведей зимой в селах (городах) стало восприниматься как событие регулярное и вполне характерное для России в целом. Так его поняли все позднейшие читатели и переписчики. На протяжении ста последующих лет это сообщение Герберштейна повторили очень многие сочинители: сначала итальянец Р. Барберини, писавший в 1565 г., но изданный только в 1658 г.; затем польский подданный А. Гваньини в 1578 г.; англичанин Дж. Флетчер в 1591 г.; немецкий аноним в 1630 г. и даже голландский парусный мастер Ян Стрейс в 1676 г[5].
Случайное известие о суровой зиме 1526 года превратилось в расхожий анекдот о медведях, бегающих по русским городам[6].
Одним из национальных образов русского медведя на Западе является его прирученность, подчинение человеку, что противопоставляется его звериной натуре.
Медведь может изображаться с балалайкой — другим национальным символом России, иногда — на велосипеде.
Современный образ пришёл из русского цирка, но не на пустое место. Понятие Muscovy Bear[7] существовало и в XVIII веке, когда Московии уже не существовало. Muscovy Bear - это своеобразный бренд в Англии конца 17- начала 18 вв. Как писал Хрусталёв,
Демонстрируя на ярмарке кровожадное лохматое чудище, зрителю твердили, что это настоящий — «московитский» — медведь. В Англии это превратилось в устойчивую традицию, которая в XVIII в. фиксируется в прессе как рекламный слоган.— http://polit.ru/research/2011/05/17/russianbear.html
Из Московии в Европу шли, большей частью, поставки дрессированных медведей, отчего хищник стал прочно с ней ассоциироваться уже в XVI—XVII вв.[8][9]. В XVI веке в Европе было множество дрессированных медведей[10]. В Европе ходили представления, что скоморохи с медведями, наводнившие Европу, это шпионы московского великого князя (Олаус Магнус[11] в трактате «История северных народов» («Historia de Gentibus Septentrionalibus») вставляет сюжет о медвежьих поводырях, связанных с русскими и литвинами:
«русские и литовцы, храбрые и воинственные народы, самые близкие соседи шведов и готов на Востоке, находят особое удовольствие, имея диких зверей, которых приручают так, что они слепо повинуются их малейшему знаку»[12]
Чаще всего медведь для обозначения России используется в западных странах, особенно в Британии, и не всегда в положительном значении: иногда это сравнение подразумевает, что Россия — это «большая, неуклюжая и жестокая» страна. (см. иллюстрацию XIX века)
Иногда изображение медведя как символ и олицетворение России используется и самими россиянами (особенно широко в XX веке). К примеру, символом Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве стал Олимпийский Мишка, который был полной противоположностью «страшному русскому медведю».
После распада Советского Союза в Федеральном собрании России были предложения сделать медведя гербом России , подобная идея основывалась на том, что во всем мире Россия ассоциируется с медведем. Но идея не получила поддержки и в конечном итоге был возвращён «царский» двуглавый орёл.
Позднее медведь стал символом крупнейшей политической партии страны «Единая Россия».
Некоторые, например писатель Александр Казанцев, также находят очертание медведя в границах России на карте мира. Если в советский период на карте очертания медведя были повёрнуты головой на запад, а задом к Тихому океану, сейчас с новыми границами России, медведь повернут на восток — задом к Европе, а очертания головы напоминает Чукотский полуостров.
Изображение времён Большой игры. Россия (медведь) села на Персию (кота), а за этим наблюдает Великобритания (лев).
Французская карикатура 1893 г. по поводу Франко-русского союза. Марианна (Франция) спрашивает у медведя (России): «Скажи-ка, дорогуша, я отдам тебе сердце, но получу ли я твою шубку зимой?»
Медведь на фоне Российского флага, в последнее время часто используется на футбольных матчах.
Русский медведь.