Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Рыбаков, Константин Николаевич

19-10-2023

Константин Николаевич Рыбаков (29 февраля (13 марта) 18568 сентября 1916, Москва) – знаменитый драматический актёр, артист Малого театра.

Родился в семье актеров Николая Хрисанфовича и Паулины Герасимовны Рыбаковых. У них же учился актерскому профессионализму. Дебютировал в 1871 года во Владикавказе и с этого времени играл с отцом во многих городах провинции и в Москве. После смерти отца в 1876 и до 1881 года продолжал актерскую работу в провинциальных антрепризах. В 1881 году (Нелидов дает дату 1883 год – возможно, ошибочно) был приглашен в Москву в Малый театр, где проработал до конца жизни – 30 лет. Начиная актерскую карьеру с героико-романтических ролей, перешел на бытовые. Особое влияние на его творчество оказали пьесы Островского, принёсшие с собой новаторские по тем временам театральные идеи. Среди прочего новая эстетика заключалась и в переносе основной идеи постановки с одного главного героя пьесы на весь состав персонажей, где каждый нес «свою правду» и свои переживания, складывавшиеся в единый ансамбль всех исполнителей спектакля. В Малом театре в разное время прошли все 48 пьес Островского. Из постоянных партнеров Рыбакова надо назвать Гликерию Федотову, которая была среди приверженцев эстетики Островского.

Среди ролей Рыбакова в пьесах Островского: Буланов («Лес», 1876), Кудряш («Гроза»), Громилов - 1-й исполнитель («Таланты и поклонники», 1881), Незнамов («Без вины виноватые», 1884, роль написана Островским специально для Рыбакова), Большов («Свои люди — сочтемся»), Васильков («Бешеные деньги»), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), Прибытков («Последняя жертва»), Юсов («Доходное место»), Кнуров («Бесприданница»); Несчастливцев («Лес»). Особо надо сказать про эту роль Рыбакова:

Несчастливцев, не надо забывать, списан с КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ РЫБАКОВ)

Среди других ролей: Скалозуб, Горич, Чацкий и потом Фамусов («Горе от ума» Грибоедова); Звездинцев («Плоды просвещения» Л. Толстого), Нелькин (1882 г. «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, в 1900 - Варравин), Ревякин («Кручина» Шпажинского); Земляника и ГородничийРевизор» Гоголя); Олтин ( «Старый закал» Сумбатова).

Его сослуживцы по театру высоко оценивали его порядочность и достоинство. Из воспоминаний В.А. Нелидова (книга «Театральная Москва. Сорок лет московских театров», издание М. «Материк», 2002):

Пока еще не была отменена бенефисная система, князь Сумбатов-Южин, окончив свою пьесу «Закат», предложил ее в бенефис Рыбакову, указав, что там имеется для него выигрышная роль князя.
Я, как сейчас, помню прелестный вечер у князя Сумбатова, когда автор сам прочел свою пьесу и ее, не отрываясь, слушали К.Н. Рыбаков, А.А. Федотов, намеченный ее режиссером, и я. Пьеса нам чрезвычайно понравилась, а автор так мастерски ее прочел, и особенно конец, что, когда он умолк, наступила та минутная тишина, которая показательнее всякого успеха.
Наконец, все заговорили и посыпались похвалы. «Ну как твоя роль, Костя?» — спросил Рыбакова автор. «Очень хороша», — был ответ. Но Рыбаков вдруг затих. Перешли к столу, ужинаем, меняемся впечатлениями, а Рыбаков какой-то отсутствующий. Начали к нему приставать, в чем дело. Он, наконец, заявляет: «Князь — превосходная роль, но я ее играть не буду, это роль Ленского, он лучше сыграет, а я возьму другую». Когда ему стали доказывать, что другая роль значительно бледнее, он уперся на своем: «Ленский лучше меня». Затем сразу развеселился и все пошло «как по маслу». Момент сожаления и подвиг жертвы совершен.
Буквально то же, но без признака, без секунды колебания произошло с «Изменой» того же автора, когда Рыбаков вновь предпочел Ленского себе. Какие это неувядаемые, взрощенные им самим цветы на его могилу, на Ваганьковском кладбище, куда в 1915 году в итоге годовой болезни (полный паралич) опустили его прах после 32-летней службы в Малом театре, куда молодым артистом из провинции был приглашен в 1883 году Рыбаков. <…> Идеальный Земляника в «Ревизоре» и по гриму, и по внутреннему образу «свинья в ермолке», жутковатый своей тупостью Скалозуб в «Горе от ума», загнивший «плод просвещения», от головы до ног барин Звездинцев, русский Отелло, Олтин в «Старом закале» Сумбатова, учуявший власть капитала, начинающий наглеть буржуа в сумбатовском «Джентльмене», галерея типов Островского — все это нашло в Рыбакове достойного «того Малого театра» исполнителя. <…> Односторонность Рыбакова сводится к сценическому воплощению русских образов, русской психологии, русского мироощущения.

Как истинный приверженец Малого театра Рыбаков не принимал эстетических новаторств Биография Рыбакова Константина Николаевича).

Преподавал драматическое искусство в музыкально-драматической школе московского филармонического общества (по: Биографический словарь).

В конце жизни он был тяжело болен, разбит параличом. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Константину Николаевичу Рыбакову посвящены воспоминания и изыскательские статьи, о нем писали:

  • М.Ф. Ленин в книге «Пятьдесят лет в театре», М., 1957;
  • Нелидов В.А. в книге «Театральная Москва. Сорок лет московских театров». М. «Материк», 2002;
  • Зограф Н.Г. «Малый театр в конце XIX – начале XX века»//К.Н. Рыбаков в роли Городничего;
  • Андрей БЕЛКИН, статья «АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ РЫБАКОВЫХ» «Тамбовская жизнь», 01.09.2006;
  • А.А.Яблочкина «75 ЛЕТ В ТЕАТРЕ» ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. МАКШЕЕВ, РЫБАКОВ, САДОВСКИЕ.

Ссылки

  • КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ РЫБАКОВ на сайте Малого театра: биография и портрет
  • Биография Рыбакова Константина Николаевича

Рыбаков, Константин Николаевич.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06