Лжедмитрий I — самый успешный из русских самозванцев,
портрет начала XVII в.
Самозва́нец — человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных (мошенничество) или политических целях.
История
Самозванцы могут выдавать себя за реального (живого или покойного) человека: так, три Лжедмитрия выдавали себя за погибшего царевича Дмитрия Ивановича, а Ламберт Симнел в Англии XV века — за графа Уорика, находившегося в заключении племянника Эдуарда IV. Нередко бывают случаи, когда люди выдают себя за лицо, никогда не существовавшее: обычно это дети или иные родственники каких-либо знаменитостей (литературный символ — «тридцать сыновей лейтенанта Шмидта» в «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова). Например, Илейко Муромец во время Смутного времени выступал в образе «Петра Фёдоровича», вымышленного сына царя Фёдора.
Лица, становящиеся объектом самозванчества — это люди, пользующиеся влиянием, известностью и интересом в то время и в том обществе, когда действуют самозванцы. В прошлом (со времён Древней Персии и до XX века) это были преимущественно царственные особы и их родственники. Особую политическую роль самозванчество приобрело в России: череда Лжедмитриев в Смутное время, а полтора с лишним века спустя выдававший себя за Петра III Емельян Пугачёв добились значительных успехов и ввергли страну в состояние кризиса; на эти выдающиеся случаи приходятся сотни менее известных «крестьянских» и «казачьих» царей. Во все времена люди выдавали себя за тех или иных аристократов меньшего ранга, влиятельных чиновников.
В предромантическую и романтическую эпоху (XVIII-XIX века) немало европейцев-авантюристов выдавали себя за представителей тех или иных экзотических народностей: так, француз, известный в Англии под именем Джордж Салманазар, объявил себя уроженцем Формозы и написал вымышленное этнографическое описание этого острова и даже грамматику формозского языка, а княжна Тараканова иногда рекомендовалась в Европе персидской (или турецкой) принцессой. В начале XIX века в Англии Мэри Уилкокс выдавала себя за азиатскую «принцессу Карабу» и, подобно Салманазару, выдумала язык, письменность и обычаи этой небывалой страны.
В новейшее время самозванцы стали принимать облик известных актёров театра и кино, певцов, спортсменов. С развитием фотографии и телевидения подобный обман затрудняется.
Дефиниция
От самозванчества надо отличать случаи, когда человек обманом убеждён (например, с детства) другими людьми в своём происхождении и сам в это искренне верит. Некоторые историки считают, что Лжедмитрий I мог искренне считать себя царевичем Дмитрием; аналогичные утверждения делались и относительно Анны Андерсон, самой известной самозванки, выдававшей себя за великую княжну Анастасию Николаевну.
Известные самозванцы
Самозванцы древности
Лжемессии и Лжехристы
Были в истории люди, выдававшие себя за долгожданного в иудейском мире Машиаха, или за новое пришествие Христа.
Самозванцы Европы
Великобритания
Франция
Португалия
Прочее
Самозванцы Византии
- Лжеконстантин (Фома) - выдавал себя за императора Константина VI
- Лжемихаил - выдавал себя за свергнутого императора Михаил VII Дука
- Лже-Алексеи - как минимум трое самозванцев, выдававшие себя за убитого Алексея II Комнина
- Лже-Диогены — как минимум двое самозванцев, выдававшие себя за убитого Льва Диогена.
- Лжецаревич Василий - сын Лжедиогена II, претендовавший на Византийский престол в 1116 – 1119 гг.
Самозванцы России
- Осиновик — в 1608 г. выдавал себя за сына царевича Ивана Ивановича, то есть за внука Ивана Грозного
- Лаврентий - в 1607-1608 гг. выдавал себя за сына царя Федора Иоанновича
- Федор - в 1607 г. выдавал себя за сына царя Федора Иоанновича
- Иван Август - также в 1607-1608 гг. выдавал себя за сына царя Ивана IV от Анны Колтовской
- Лжедмитрий I — выдавал себя за царевича Дмитрия
- Лжедмитрий II (тушинский "вор", калужский "вор")
- Лжедмитрий III (Сидорка, псковский "вор")
- Лжедмитрий IV (астраханский "вор")
- Иван Луба (Фаустин) — выдавал себя за Ивашку «Ворёнка», сына М.Мнишек
- Лжепетр (Илейко Муромец) — выдавал себя за царевича Петра, несуществовавшего сына царя Фёдора Ивановича («подмененного» вскоре после рождения «лжецаревной» Феодосией).
- Анкудинов, Тимофей Дементьевич — выдавал себя за несуществовавшего сына царя Василия IV Шуйского.
- Воробьев, Иван Андреевич — выдавал себя за царевича Симеона Алексеевича.
- самозванцы, выдававшие себя за царевича Алексея Алексеевича
- Карасакал — выдавал себя за сына джунгарского хана, лишенного братом престола, поднимал в 1735-1741 годах ряд мятежей среди башкир и киргиз; провозглашен в 1738 башкирским ханом («Султан-Гирей»); в 1741 году, разбитый в Джунгарии, пропал без вести.
- Емельян Пугачев — выдавал себя за Петра III.
- Кремнев, Гаврила — аналогично.
- Чернышёв, Пётр Фёдорович — аналогично.
- Богомолов, Федот Иванович — аналогично
- Княжна Тараканова — выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы
- Иван Тревогин — находясь в Париже, выдавал себя за наследника престола вымышленного Голкондского царства
Самозванцы ХХ века
«Романовы, спасшиеся от расстрела» и их «потомки»
Кроме того -
- Алексей Брумель — называвший себя регентом дома Романовых, предлагавший объявить царём Ельцина либо Солженицына, впоследствии объявивший царём самого себя[1].
- Мария Романова — претендующая на престол Российской Империи. Династия Романовых прекратила свое существование после отречения от престола последнего императора.
Другие европейские самозванцы
Самозванцы Востока
- Убайдаллах — предположительно
- Ходзё Соун (настоящее имя Исэ Синкуро) — самозванец, объявивший себя аристократом из дома Ходзё (чтобы замять убийство своего сюзерена, чьи владения он захватил), впоследствии, чтобы перестать быть самозванцем, женился на дочери дома Ходзё, таким образом, став основателем нового дома Ходзё (Го-Ходзё).
См. также
Примечания
- Брумель Алексей (Олег Николаевич) — самопровозглашенный Император Всероссийский (Алексей I Брумель), бывший «Межреспубликанский Политический трибунал»
- Пойман уникальный авантюрист
Литература
- Б. Успенский. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Успенский Б. А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994, с. 75-109
- Соловьев С. Заметки о самозванцах в России // Русский архив, 1868. – Изд. 2-е. – М., 1869. – Стб. 265-281.
Видео
- Н. А. Васецкий, доктор исторических наук, профессор Современной гуманитарной академии. ТЕЛЕКАНАЛ СГУ ТВ: ВРЕМЕНА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ (эфир от 28.05.2011)// В этой передаче подводятся итоги «деятельности» самозванцев в России в разные времена. Насколько актуально самозванство в наши дни?