02-06-2023
Самоцве́тная полоса́ Ура́ла — это условное название территории, узкой лентой протянувшейся с юга на север более чем на сто километров вдоль восточного склона Среднего Урала в верховьях рек Нейва, Реж и Адуй.
Здесь расположены богатые месторождения минералов ювелирного качества: топазов, турмалинов, изумрудов, аметистов, горного хрусталя. Было найдено даже некоторое количество алмазов. По словам академика Ферсмана:
Трудно во всем мире найти другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших драгоценных камней. |
Другое название этого явления — Мурзинско-Адуйский самоцветный пояс.
Хотя месторождения известны уже 300 лет, но само обобщающее название моложе, его дал в начале XX века К. К. Матвеев — основатель кафедры минералогии Уральского горного института, ученый секретарь знаменитой Радиевой комиссии В.И. Вернадского.
Содержание |
История Самоцветной полосы официально начинается в 1668 году с находок цветных камней, сделанных рудознатцами братьями Тумашевыми в районе Мурзинской слободы на реке Нейва.
Слухи о замечательных находках братьев Тумашевых заставили многих крестьян пойти на поиски дорогих камней.
В конце XVIII века появляются первые упоминания о самоцветных месторождениях у реки Адуй. В XIX столетии адуйские копи прославились своими аметистами и бериллами. В 1810 году жители Шайтанки (ныне село Октябрьское) братья Кузнецовы нашли красные турмалины, что стало большой сенсацией. Вскоре в 1815 году здесь закладываются знаменитые копи Мора, турмалины из которых благодаря насыщенному цвету приобрели мировую известность.
В конце XIX века в россыпях у Колташей и Шайтанки официально отмечаются находки самых дорогих на Земле самоцветов: сапфиров, рубинов и даже алмазов. В 1900 году была открыта редчайшей по богатству и качеству турмалиновая жила около села Липовского. Местный крестьянин П. Русин во время пахоты случайно выкопал из земли «какие-то красивые камушки». В селе началась турмалиновая лихорадка. Позднее о липовских турмалинах академик А. Е. Ферсман напишет, что «по красоте и глубине тона с ними не может сравниться ни один турмалин в мире».
Уникальный минерал, меняющий свою расцветку в зависимости от освещения. Добывался на Малышевском месторождении.
Особенно ценились голубые топазы из окрестностей Мурзинки (дер. Алабашка, копь Мокруша). Академик Ферсман писал в 1925 году:
Россия может гордиться своими топазами, которые по красоте тона, чистоте воды и величине кристаллов занимают исключительное место среди топазов всего света: по качеству русский топаз выделяется среди всех топазов известных месторождений, причем красота нежно-голубого топаза Мурзинки, красновато-фиолетовый тон топазов Санарки и Каменки — всё это составляет гордость русских цветных камней. |
Образцы голубых топазов из Мурзинки есть в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана в Москве.
Полоса включает в себя месторождения малиновых и многоцветных (полихромных) турмалинов. Первые находки были сделаны в XIX веке сначала у Шайтанки, а затем у села Липовского.
Шайтанский переливт – мелкокристаллический диккит-кварцевый агрегат. Благодаря своей слоистости часто считается разновидностью агата (так считал и сам Ферсман), но агат состоит из слоев волокнистой разновидности кварца — халцедона.
Первые находки (в районе Шайтанки) относятся к 1780-м годам. Переливтовые камеи принадлежали первым лицам Российской империи, ныне представлены в Эрмитаже, в галерее драгоценностей. А. Е. Ферсман упоминает, что в панагии митрополита Петра на переливте изображен пророк Даниил. В 1895 году для украшения гробницы императора Александра III около села Шайтанского (ныне село Октябрьское) А. А. Комаров находит необходимый камень.
Первоначально находили обломки на поверхности земли, в 1960-е годы вскрыли коренное месторождение. Из-за больших объемов добычи сильно упал в цене.
В 1828 году в Старцевой яме под Мурзинкой был найден кристалл драгоценного берилла длиной в 25 см. Берилл также встречается в южной части полосы.
Изумруд (зелёная разновидность берилла) высоко ценится ювелирами, особенно в случае насыщенного цвета. Полоса включает в себя знаменитые Малышевские рудники, разрабатываемые с XIX века до настоящего времени. В 1993 году здесь был добыт изумруд "Президент" — сросток кристаллов весом 1.2 кг[1].
Аметист добывали в копях вокруг Мурзинки — для этого вырабатывали жилу в поисках «занорышей» — заполненных глиной пустот, внутрь которых росли кристаллы. Особенно ценились аметисты густой окраски.
В советское время аметисты добывались промышленным способом в шахте Ватиха с глубин до 70 метров. В настоящий момент шахта закрыта, но любители все еще находят небольшие кусочки аметиста в её отвалах. Учитывая, что дорога к шахте подсыпалась глиной из отвалов, то аметист можно найти буквально «на дороге».
Для значительной части местного населения старательство имело большое экономическое значение. И если старателем, т. е. человеком, занимающимся поиском камней в свободное время мог быть почти каждый крестьянин, то горщиков, т. е. тех, для кого добыча камней была основным заработком, было очень немного. Чтобы стать горщиком требовались знания и чутье. Также в деревнях развивались камнерезные промыслы, изготовление украшений, хотя и камнерезов было не много.
Старательские работы велись, как правило, в зимнее время года, после завершения сельскохозяйственных работ. Кроме того, зимой копи меньше заливались водой. Большая часть найденных самоцветов продавалась на месте перекупщикам, которые и получали основной доход.
— От свободности ищутся, так оно расчёт есть… Например, в великое говенье делать хрестьянину нечего, вот собьётся артелка и пойдёт искаться. Артелка в яме руководствует, а Якунька или Пронька, напримерно, сидят вот этаким манером на борту и покупают камень… Всё форменно. Нашли гнездо амаститов, сейчас Пронька: «Выставляю полведра», а ежели один камень — полштоф, два полштофа. У каждого камня по росту и цена своя… |
По-настоящему легендарной личностью стал Василий Левич Зобнин из Шайтанки. После вскрытия в 1900 году богатейшей турмалиновой жилы у села Липовского крестьяне за бесценок «тарелками, шапками» продавали самоцветы шайтанскому перекупщику. За несколько лет Зобнин превратился в богатейшего в округе человека, о состоянии которого ходили легенды.
Старатели чаще всего объединялись в кумпанства, реже работали в одиночку. Для того чтобы выйти к жиле и «раскупорить» ее занорыши-кладовые, была необходима шахта-копь. Сохранилось множество старинных копей, представляющих большой интерес как с точки зрения минералогии, так и с точки зрения истории. В шахту вели вертикальные ямы-”дудки” меньше двух метров в ширину и, как правило, четыре - восемь метров в глубину, очень редко более десяти метров. Стены ямы иногда крепились деревянным срубом. Ворот с бадьей (на 10-20 ведер) на канате использовался для подъема породы, воды, а также для спуска-подъема горщиков. В стороны от вертикальной ямы, вдоль жилы, копались ямы-”кротовины” (на десятки метров), в них, как правило, можно было продвигаться лишь ползком. Работы велись с помощью самых примитивных орудий труда (лопата и кайло). Освещение производилось от лучины, свечи или масляного фонаря. Неограниченность лесной свободы часто влекла к негативным последствиям: А. Е. Ферсман писал о невиданном пьянстве в кумпанствах горщиков, особенно после хороших находок.
Поиски камней для большинства старателей было своего рода лотереей, перекапывая глину или взрывая твердую породу можно было долго ничего не находить, а можно было вдруг найти ценный самоцвет.
— Так у вас нынче камней не добывают?
— Мало. Плохое это рукомесло, а так, охотка одна. Другой с неделю ищется где-нибудь в яме, а принесёт домой ничего… |
По словам А. Рычкова, для жителей сел и деревень этого региона, в отличие от соседних районов, было характерно особое «фартовое» сознание («фарт» — термин по смыслу близкий к словам «удача», «успех»). Сотни крестьян после осенних сельхозработ, которые давали предсказуемый, но не высокий доход, устремлялись в лес на старательские работы, в поисках дорогих каменьев, враз способных обогатить и осчастливить. Подобные настроения подогревались десятками рассказов, легенд, песен о счастливых находках, которые случались где-то рядом, а улыбнулась удача таким же, как все крестьянам. Удачливый старатель или «фартовщик» становился героем села или целой округи: «Раздайся, народ, фартовщик идет» - слова из местной песни.
Для того чтобы стать «фартовым» горщиком, необходим был талант, но без помощи высших сил также было не обойтись. В сознании крестьян Самоцветной полосы Урала сложился религиозный дуализм. С одной стороны православие: у горщиков были свои святые, их иконы украшались лучшими самоцветами. Цветные камни, подаренные старателями, оформляли интерьеры церквей. Сохранилось предание о самоцветных украшениях интерьера липовской Христорождественской церкви. С другой стороны, крестьяне верили в сверхъестественную силу Камня, то есть Уральских гор, возможно, как-то олицетворяли его, наподобие Хозяйки Медной горы.
Среди жителей самоцветных сел и деревень было много истинных знатоков и ценителей камня. Некоторый из них выполняли ответственные государственный заказы, заказы королевских дворов Европы и Ватикана. Более же всех, по словам А. Рычкова, среди горщиков прославился Д. Зверев из Колташей. Сегодня одна из улиц Екатеринбурга носит его имя. Именно он подбирал камни и участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, презентованной Николаем II Французской республике в эпоху сближения двух стран перед I мировой войной, вместе со своими сыновьями подбирал камень для карты индустриализации СССР, для Мавзолея В. И. Ленина, звезд Московского Кремля. Считается, что Д. Зверев стал прообразом Данилы-Мастера из сказов П. Бажова. Бажов был лично знаком со Зверевым и один из своих сказов «Далевое глядельце» посвятил знаменитому горщику.
По легенде, Данила Зверев совсем не умел считать деньги и возвращавшийся в родную деревню после того, как продал камни, не иначе как с подводой пряников и прочих сладостей: “Земля у нас общая, вот и праздник должен быть общий”.
Его внук, Иван Иванович Зверев также был горщиком и в 1970-е годы вел кружок юных геологов при музее в Мурзинке.
Уже организован уникальный на Урале Режевской государственный природно-минералогический заказник, в Реже открывается музей «Самоцветная полоса Урала». Большую роль в этой работе сыграла деятельность замечательного человека, доктора геолого-минералогических наук Э. Ф. Емлина.
Сейчас на территории действует государственный заказник "Самоцветная полоса Урала". Подготовка к его созданию была начата еще в 1993 году[2].
Некоторым аналогом может служить Ильменский самоцветный пояс (также приуроченное к выходам пегматитов на восточном склоне Уральских гор), ныне составляющее ядро Ильменского заповедника на Южном Урале.
Самоцветная полоса Урала.