Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Самурская долина

05-09-2023

Самурская долина — историко-географическая область на юге Дагестана, населённая народами лезгинской группылезгины, рутульцы, цахуры.

Содержание

География

Самурская долина расположена на юге Дагестана.

Гора Шалбуздаг — одна из господствующих вершин Самурской долины

История

В древности территория Самурской долины была населена предками нынешних резидентов этой области, а именно, племенами Кавказской Албании. В верховьях Самура проживали сильвы (чилбы) и гаргары, ниже по течению жили леки и гелы.[1] В 1 веке н.э. Самурская долина была присоединена к Кавказской Албании. В VI веке провинция Лакз, ядром которой являлась Самурская долина[2], откололась от Кавказской Албании и стала самостоятельным государством. В VIII веке Лакз был подчинён арабами. Также, в период раннего средневековья существовало Рутульское вольное общество.[3] [4] [5]

Период вольных обществ Самура

В XVI-XVII веках начался процесс складывания вольных обществ:

Помимо вышеперечисленных вольных обществ в Самурской долине располагались самостоятельное село Мискинджа и территория Ихрекского наибства Самурского округа, в период вольных обществ входившая в Казикумухское шамхальство. Система вольных обществ просуществовала вплоть до присоединения Самура к Российской империи в 1839 году. Вольные общества были расформированы, на их месте образованы Лучекское, Ахтыпаринское и Докузпаринское наибства, из которых состоял Самурский округ.[6]

В 1734 году Самурская долина разграблена войсками иранского полководца Надир-шаха. В 1849 году разразилась эпидемия холеры.[7]

XX век

В 1928 году Самурский округ был разделён на самостоятельные муниципальные образования - Рутульский, Ахтынский и Докузпаринский районы.

Историческая правовая система долины

Самурские государственные образования были теократическими, правовая система в них основывалась на Шариате. Высшим должностным саном в долине был кадий (верховный шариатский судья). Их было всего четыре - в Ахтах, Хнове, Рутуле и Шиназе. Каждый самурец имел право обращаться к любому из кадиев. За апелляцией решения одного кадия можно было обратиться к другому. После кадиев шли эфенди. Их число зависело оттого, сколько мулл было достойно иметь этот сан. Однако число их никогда не превышало тридцати. Получение муллой звания эфенди не обязывало его менять место жительства. Что касается мулл, то их количество в каждом селении соответствовало количеству мечетей.Кадии появились в середине XVIII века, до тех пор главами вольных обществ были эфенди.[8]

Геополитическая характеристика

В период XVI-XIX веков, ввиду отсутствия политического единства, Самурская долина становилась объектом экспансии своих соседей - Казикумухского шамхальства, Ширванского и Кубинского ханств. Но в подчинении у соседей самурцы не находились, или находились в течение незначительного времени. В междоусобных распрях самурцы нередко обращались за помощью к шамхалам казикумухским, либо дербентским и кубинским ханам. В 1728 г. И.Г. Гербер отмечал добрососедство, сплочённость и взаимопомощь самурских общинных союзов: «Сии пять уездов (Ахтыпара, Докузпара, Алтыпара, Рутульский союз и Мискинджа) крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают». «… хотя всякая деревня своего старшину имеет, однакож обыватели оным мало послушны бывают, ибо всяк сам собою господином. И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысел употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые». Автор отмечает политическую независимость самурских союзов: «Понеже народ вольной, доходов и податей никому не платят, но и впредь платить не будут и, надеясь на крепкую ситуацию их места, не опасаются, чтобы кто их в подданство привесть и принуждать может. Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и ходя прежде сего султаны дербентские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтобы их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали».

Население

Самурская долина у села Ахты

Ныне на территории Самурской долины проживает около 75 тысяч человек. Этнический состав населения представлен лезгинами, рутульцами и цахурами. Во всех самурских сёлах население придерживается ислама суннитского толка, кроме селения Мискинджа Докузпаринского района, исповедующего шиизм.

Примечания

  1. Этнополитическая карта Дагестана в IV-VI вв.
  2. История Ахтынского района | Ахтыпара: краткий исторический очерк — Официальный сайт Администрации Ахтынского района
  3. Рутульское вольное общество 1
  4. Рутульское вольное общество 2
  5. Рутульское вольное общество 3
  6. Описание Самурского округа
  7. Некоторые памятные даты из истории лезгин - Односельчане.ру
  8. История района | Официальный сайт Администрации Ахтынского района

Ссылки

Самурская долина.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06