19-10-2023
Свиягин Николай Сергеевич | |
Имя при рождении: |
Свиягин Николай Сергеевич |
---|---|
Род деятельности: |
Потомственный дворянин, (описание книги с фото), Сибирский сборник, 1896. |
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Санкт-Петербург (?) |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Харбин, могила уничтожена в 1950...60-х годах вместе с другими русскими захоронениями (генерал Каппель и др.). |
Отец: |
Сергей Свиягин |
Супруга: |
Войцеховская Александра Владимировна(Владиславовна). |
Дети: |
Детей нет. |
Награды и премии: |
Награждён многими орденами и медалями Российской Империи. |
Никола́й Серге́евич Свия́гин (1856, Российская империя, Санкт-Петербург — 1924, Харбин, Китай) — потомственный дворянин, инженер-путеец, выдающийся организатор строительства железных дорог в разных уголках Российской Империи, знаток Дальнего Востока и Маньчжурии. Один из основателей Харбина.
Содержание |
В 1882 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения (Петербургский государственный университет путей сообщения).
Руководил экспедицией в Маньчжурию и отвечал за выбор маршрута для строительства (КВЖД). В 1898 году высочайшим указом (см. Александр Третий) был утвержден северный маршрут железной дороги, предложенный Свиягиным. Тесно работал с Витте. Руководил строительством ряда железных дорог в России и в Китае. Руководил работами по постройке 4-го участка Уссурийской ж.д. Под руководством Свиягина строился участок (КВЖД) от ст. Никольской (ныне г. Уссурийск) до ст. Пограничная и далее на Муданьдзян, куда он прибыл ещё в 1891. 1 января 1899 года было открыто движение на участке Никольская-Гродеково длиной 91 км, а летом 1900 года — от ст. Никольская до ст. Мулин. По окончании строительства этого важнейшего участка Уссурийской железной дороги Россия получила выход к Тихому океану. После сдачи КВЖД в эксплуатацию в 1903 году Свиягин продолжал служить на железной дороге в России.
Вплоть но революции 1917 года Николай Сергеевич занимал ответственные посты в министерстве финансов и ведомствах курирующих в то время железные дороги. Был вынужден покинуть Родину в ходе революционных событий и начавшегося террора. Предположительно что он покинул Крым в Русская эмиграция).
В 1924 году его пригласили переехать в Харбин. В Харбине, одним из основателей которого он являлся, он продолжал работать на (КВЖД) вплоть до своей кончины. В России и в Харбине работал вместе с Н.Л.Гондатти, оба скончались и похоронены в Харбине.
Н.С.Свиягину пока нет памятника, но осталось несколько мест связанных с его именем, не считая саму железную дорогу проложенную им.
За выдающиеся заслуги в ходе прокладки пути и строительства железной дороги, на Дальневосточной дороге в Приморском крае в честь Свиягина названа железнодорожная станция ст.Свиягино), которая в свою очередь дала название одноименному населенному пункту. Есть план установить мемориальную доску на этой станции.
В Крыму (Симеиз)[1] и в Петербурге (Каменный остров) [2] сохранились особняки инженера Н. С. Свиягина, построенные по его заказу лучшими архитекторами того времени.
Супруга — Войцеховская Александра Владимировна (Владиславовна), (родилась в Санкт-Петербурге — умерла предположительно в Харбине), дочь статского советника Владислава Осиповича Войцеховского (1833, Российская империя, Варшава — 1877, Российская империя, Санкт-Петербург). Её брат — врач, профессор Н. В. Войцеховский. Детей нет. Внучатый племянник — Ю. М. Войцеховский.
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Свиягин Николай Сергеевич.