Запрос «Святитель Николай» перенаправляется сюда; см. также
другие значения.
В Википедии есть статьи о других людях с именем
Николай.
Святи́тель Никола́й[1]; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок. 270, Ликия — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре отображён в виде образа Санта-Клауса.
В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба жили в III-IV веке, родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.[3][4][5]
Жизнеописание
Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мир Ликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.
Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.
Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.
После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).
Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана).
Сказание о якобы допущенном свт. Николаем во время Вселенского Собора (325) ударе своего оппонента Ария по лицу должно быть признано ложным, как несообразное с личным характером святителя и возникшее не ранее XIV—XV века[6].
Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.
Деяния и чудеса
Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть[7]. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Перенесение мощей
Гробница святителя Николая
В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
По легенде, в 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он якобы взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая и привезти их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.
Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах, при этом, рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.
Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.
Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года[источник не указан 199 дней].
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II[8].
В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца.
Установление праздника
Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575—1642), Лувр
В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным[9].
На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году[10]. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.)[11]. Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098 года)[12]. По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси же этот праздник появляется в 1092 году[13].
Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. Сербы и греки этого праздника не знают, хотя Николай Чудотворец считается покровителем как Сербии, так и Греции.
Католиками за пределами итальянского города Бари этот праздник редко почитается.
Почитание
Современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть[14] праздников св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография:
Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей — Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы.[14][17] Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Также память его чествуется еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями[18].
Мощи святителя Николая
Пустой саркофаг святителя Николая в Демре
Гробница Николая Чудотворца в
Бари
Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).
В 2009 году группа из Манчестерского университета[19], реконструировало по черепу лицо Николая. По данным исследования, Николай был крепко сбитым мужчиной роста примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа. Был вегетарианцем.[20][21]
1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913—1917 годах) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.[22]
В России
В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвящённых храмов и написанных икон[23]; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцам.
Памятники
Интересные факты
- В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году[29][30]. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
- На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне.
- Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
- В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
- Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.[31] Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
- Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
- Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, они увидели у борта корабля икону Николы «круглою мерою» и доставили ее князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел[32].
См. также
Примечания
- ↑ В старом (до реформ Никона) русском варианте именовался «Нико́ла», в украинском — «Микола»
- ↑ Приведена традиционная для русской литературы форма обозначения его титула по городу Мира («Миры»), заимствованная из церквонославянского
- Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)
- Ученые восстановили внешность великого святого по его мощам.
- МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ В ВИЗАНТИЙСКОЙ, СЛАВЯНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИКОНОГРАФИИ»: ДИСКУССИИ И ВЫВОДЫ
- Воронов Ливерий, протоиерей. Святитель Николай — ревнитель и защитник православия
- Agiograf
- Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари Седмица.ру, Православная энциклопедия, 21 мая 2008 г.
- Житие (краткое) Святителя Николая Чудотворца.
- ↑ Архиепископ Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. // Издание: СПб. , 1882, с. 122.
- Глава IV Состояние богослужения / История Русской Церкви. Т. II. // Издание: СПб. , 1889, с. 229.
- Протоиерей Николай Погребняк. Иконография образа святителя Николая.
- ↑ Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 254.
- ↑ Русские службы Рождеству святителя Николая
- Дни памяти: Май 9 (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 — pravoslavie.ru
- Обзор международной научной конференции «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии
- ↑ Русская гимнография св. Николаю: проблемы её изучения» // «Правило веры и образ кротости… Образ св. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». — М., изд-во ПСТБИ, 2004. — С. 356—369.
- Богослужебный круг // Православная энциклопедия. Том V. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 536. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
- ↑ Под руководством Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson), по рентгеновским снимкам и краниологическим измерениям профессора Мартино.
- Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам
- Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам (2)
- Дмитрий Медведев принял от Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано символические ключи от подворья Русской православной церкви
- ↑ С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 492.
- Памятник Николаю Чудотворцу на площади города Можайска (Московская область)
- Памятник Николаю Чудотворцу появился на Соборной площади Перми
- Дальневосточный полпред открыл памятник Николаю Чудотворцу в столице Камчатки
- В Калининграде установили скульптуру Николая Чудотворца, подаренную региону четыре года назад // Интерфакс, 23 декабря 2009 год
- «Память пионерам океанического лова»: фоторепортаж «Нового Калининграда. Ru» // Новый Калининград.ру, 8 июля 2010
- ↑ М. М. Валенцова. Е. С. Узенева. Никола зимний // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3. — М.: Институт славяноведения РАН, 2004, 704 с. ISBN 5-7133-0703-4 (общ.), ISBN 5-7133-1207-0 (Т.3).
- ↑ Агапкина Т. А. Никола вешний // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3. — М.: Институт славяноведения РАН, 2004, 704 с. ISBN 5-7133-0703-4 (общ.), ISBN 5-7133-1207-0 (Т.3).
- ↑ Орлова К. В. История христианизации калмыков: середина XVII — начало XX в. — М.: «Восточная литература» РАН, 2006. — с.187 — ISBN 5-02-018477-2
- ↑ Гордиенко Э. А. Иконы Николы на круглой доске в Новгороде //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 1 (23). С. 23-31.
Литература
- Первые упоминания
- Список соборных Отцов, участвовавших в Никейском Соборе (325 год) // Передан Феодором, константинопольским чтецом (прибл. в 510 году)
- Евстрафий Константинопольский «Трактат о состоянии душ после смерти» (583 год). Описывает чудеса, о которых он он прочел в «Житии Николы»: историю генералов Константина, освобожденных из темницы после явления святого во сне императору (Praxis de stratelatis, «О трех воеводах»). Этот эпизод связывается с другим, в котором св. Николай спасает трех невинных узников от усечения мечом, когда святой предлагает генералам призывать его («О трех мужах, како св. Никола избавил их от напрасныя смерти»).
- После переноса мощей, Средневековье
- Архив Базилики св. Николая. Латинские, византийские и славянские скрипты
- Архимандрит Михаил Записки о житие св. Николая (ок. IX в.) // На основе рассказов жителей Мир. Первым рассказывает об эпизоде (известнейшем на Западе) о трех девицах, которым св. Николай дает приданое для достойного брака.
- Жизнь и деяния святого отца нашего Николая; Чудеса в Эфесе (X век) // В писании появляются заимствования из апокрифического жития архимандрита Николая Сионского. Поэтому с самого начала фигура св. Николая соединила в себе разнородные элементы.
- Корпус, опубликованный в Слово на перенесение честных мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бар» (в тексте датировано 1095 годом), два жития (житие святого, написанное Метафрастом со включением: «Мудра некая вещь», и «Житие Николая Сионского», или «Иное Житие»), два «Похвальных слова» и «Служба» о перенесении мощей св. Николая. А также «Посмертные чудеса» (обычно насчитывается 15), которые добавляются в качестве второй части (начало: «Добро бо есть нам») жития («Во дни прежняя»), которое Метафраст смешивает с житием Николая Сионского.
- Булла Урбана II (архив Кафедрального Собора в Бари) от 15 октября 1089 года
- «Слово о перенесении мощей святителя Николая Мирликийского в Барград» // конец XI века
- Иоанн Архидиакон Historia Translationis S. Nicolai episcopi ex Mira Liciae ad Apuliae oppidum Barium // Обильно цитированная в Historia ecclesiastica Ордерико Витале (ок. 1140 года), и опубликованная впервые: Laurentius Surius, De probatis Sanctorum historiis, III, Coloniae Agrippinae, 1618
- «Повесть о Николе Заразском» // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. — М., 1981. — С.176-183.
- Один из образцов рассказов о Св. Николае на Руси XV—XVI вв.
- П. Власий Сказание о явлении за р. Улеймою в 1460 г. образа св. Хр. Николая, об основании на месте явления его Ник.-Улейм. Монастыря. // Цитируется в позднем источнике XVIII века
- Сербские летописи о дарах епископов Базилике Св. Николая: икон, алтаря закрывающего мощи, денежных отчислений и др.
- Российская империя
- Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
- «Журнал путешествия на остров Мальту Боярина Бориса Петровича Шереметева в 1697—1699 годах». // Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными, СПб., 1871, столб. 1680—1683. // — Первое документированное свидетельство о паломничестве к св. Николаю. Шереметьев встретил горячий прием со стороны каноников капитула св. Николая и рассказал об этом в духе христианского братства. «И велию веру имеют латины к Чудотворцу Николаю и приезжают множество»
- Древнерусские жития святых как исторический источник — ГЛАВА V, конец главы. // Рассказы о Николае на Руси XV—XVI вв.
- Василий Григорович-Барский Странствования по святым местам (1724 год) // Согласно Православному Палестинскому обществу (сообщение от 1884 г.), его дневник заслуживает «Первого места в русской паломнической литературе». Также «Українські письменники. Біо-бібліографічний словник» (Kиїв, 1960, т. I) посвящает ему немало места (стр. 206—209)
- Алексей Афанасьевич Дмитриевский Православное Русское Паломничество на запад. К мироточивому гробу мирликийского святителя Николая в Бари // ТКДА № 1, — 1897, — стр. 99-132. И отдельным изданием: Киев, 1897
- Красовский А. Установление в Русской Церкви праздника 9-го мая в память перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бар. // ТКДА № 4, 1874
- Микола угодник и св. Николай. — Записки нео-филологического общества. — СПб: Типография В. С. Балашева, 1892.
- Аничков Е. В. Св. Николай и Артемида Эфесская. Оп.: Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества, т. 9, — СПб., 1895, — стр. 69-86
- СССР, 20 век
- Воронов Л., священник (Ленинград). Святитель Николай — ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. — М., 1961. — № 6. — 65-75, № 7. = 66-74
- Новое время
- Cioffari G. La leggenda di Kiev. / Слово о перенесении мощей святителя Николая // Bari, 1980
- Cioffari G. S. Nicola nella critica storica // Bari, 1987
- Cioffari G. Gli zar di Serbia, la Puglia e S. Nicola // Bari, 1989.
- Cioffari G. Viaggiatori russi in Puglia, in collaborazione con G. Dotoli // Fasano (Br), 1991
- Cioffari G. Storia della chiesa russa di Bari // Nicolaus Studi Storici, — 2001
- Cioffari G. (О. Джерардо Чоффари) «Слово» и Праздник перенесения мощей святителя Николая Угодника, в отношениях между православными и католиками
- Cioffari G. La Traslazione di S. Nicola. Nelle fonti Latine dell’XI secolo E nelle fonti Russe (итал.) // Материалы с международной научной конференции «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии» (обзор прошедшей конференции)
- Cioffari G. (Отец Джерардо Чоффари) Св. Николай в истории
- Cioffari G. Перенесение мощей Святителя Николая в латинских источниках XI века и в русских рукописях
- Вознесенский А., Гусев Ф. Святитель Николай Чудотворец // М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005 г., 664 стр.
- Владимир А. Д. Николай Чудотворец. Житие и чудеса святителя Николая, архиепископа. — Olma Media Group, 2002. — 192 с.
- Владимирова Е. Святитель Николай Чудотворец // М.: Эксмо, 2011. 128 с., Серия «Религия. Великие православные святые», 4 000 экз., ISBN 978-5-699-52221-7
- Сеньчукова М., Плюснин А. Святитель Николай чудотворец: Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. — М.: Благовест, 2011. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9968-0126-8
- Бугаевский А. В. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)
Ссылки
- Сайт Подворья Русской православной церкви в Бари
- Центр Исследования св. Николая (итал.) официального сайта Базилики Святого Николая в Бари
- Сайт Базилики Святого Николая (итал.)
- Сайт, посвященный Николаю Чудотворцу
- Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (иконы, молитвы, храмы, святыни) на сайте Православие.Ru
- Никола — «Русский бог» на сайте Православие.Ru
- Погребняк Н., протоиерей. Великий Чудотворец. Из истории иконографии святителя Николая
- Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Николая Чудотворца
- Николай Чудотворец — радиопередача, Радио «Свобода»
- Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам, продолжение