Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Седна (мифология)

11-09-2023

В эскимосской мифологии Седна (на инуктитуте Санна, Самна — 'тот нижний', 'тот под чем-либо') — великий дух, возможно, богиня, хозяйка морских животных, особенно млекопитающих, (тюлени, моржи и т.п.). Живёт в Адливуне, эскимосском царстве мертвых, и управляет им. Часто является мифической создательницей или разрушительницей всего сущего. Под разными именами встречается почти у всех групп эскимосов. Известна также как Арнакуагсак, или Арнаркуагссак (Гренландия) и Нерривик, или Нулиаюк (Аляска). Хотя Седна, как иногда считается, господствует над арктической частью Канады, под другими именами она известна среди многих племён эскимосов. Одним из примеров этого является Арнапкапфаалук (большая плохая женщина) [1] медных эскимосов из района Залива Коронации. Перечень из более двадцати таких "владычиц моря" приводят в своей книге[2] З. Нунгат и Е. Арима. Лингвистический анализ названий этих мифических персонажей показывает, что они не являются личными именами, а слова пространственно-указательной ориентации (кроме Седны существует Кавна 'та внизу', Агналук Таканналук 'женщина нижняя', Арнакуагсак 'старая женщина из моря') или к существительным, характеризующим персонаж по каким-либо внешним или качественным признакам (кроме упоминавшейся Арнапкапфаалук (Агнакапсаалук) это, например, негивик (ныгывик) 'мясное блюдо, место для мяса').

Согласно одному из мифов, Седна, подобно ундине, была дочерью бога-создателя Ангуты и его женой. Она была такой большой и прожорливой, что ела все, что находила в родительском доме, и даже сгрызла одну из рук отца, пока тот спал. Согласно другим версиям мифа, она взяла себе в мужья пса.

Ангута так рассердился, что выбросил её из каноэ. Она уцепилась за его борта, но Ангута обрубил её пальцы один за другим. Она утонула и попала в царство мертвых, став владычицей глубоководных чудовищ, а её огромные пальцы стали тюленями, морскими львами и китами, на которых охотятся эскимосы.

Другие мифы утверждают, что Седна была красивой целомудренной девушкой, невинно завлеченной замуж злобным птичьим духом. Когда отец попытался спасти её, дух разозлился и вызвал ужасный шторм, угрожавший уничтожить его людей. В отчаянии отец бросил свою дочь в бушующее море.

Различные легенды дают разные объяснения её смерти от рук отца. Иногда она невинная жертва, иногда оказывается, что заслуживает наказания за жадность или какой-нибудь плохой поступок. Однако все истории сходятся на том, что она сошла в глубины океана и стала владычицей морских существ. Так или иначе, она стала жизненно важным божеством, истово почитаемым охотниками, зависящими в добывании пищи от её доброй воли.

Её именем был назван транснептуновый объект Седна, открытый Майклом Брауном (Калифорнийский технологический институт), Чедом Трухильо (Обсерватория Джемини) и Дэвидом Рабиновичем (Йельский университет) 14 ноября 2003 г.

Внешние ссылки

  • Мифы об эскимосской богине Седне

Источники

  1. Richard G. Condon, Julia Ogina and the Holman Elders, The Northern Copper Inuit (ISBN 0-8020-0849-6)
  2. Nungak Z., Arima E., Eskimo stories — unikkaatuat, Ottawa, 1969


Седна (мифология).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06