26-07-2023
Элман Роджерс Сервис | |
Elman Rogers Service | |
Имя при рождении: |
Элман |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Элман Роджерс Сервис (англ. Elman Rogers Service), (18.05.1915 — 14.11.1996) — американский антрополог и культуролог.
Родился 18 мая, 1915 года в Текумсе, штат Мичиган. В 1941 году получил степень бакалавра в Мичиганском университете. В Колумбийском университете, где преподавал с 1949 по 1953 год, в 1951 год получил степень доктора философии по антропологии. Позднее Сервис вернулся в Мичиганский университет, где преподавал с 1953 по 1969 год. С 1969 по 1985 год работал в Калифорнийском Университете в Санта-Барбаре.
Во время обучения в Мичиганском университете, Сервис был определен в Бригаду имени Авраама Линкольна, действовавшей во время гражданской войны в Испании совместно с отрядами Франциско Франко. Также принимал участие во Второй Мировой войне в составе армии Соединенных Штатов.
Элман Сервис изучал этносы латино-американских индейцев, их культурную эволюцию, а также теорию и методы этнологии. Он занимал пост председателя Американского этнологического общества, а также был членом Американской антропологической ассоциации.
Элман Сервис выделил четыре этапа социальной эволюции, которые аналогичны четырём уровня политической организации общества:
Особое внимание в теории уделил переходу к государству от чифдома (вождества) — общество меняется, происходит централизация власти. Лидер добивается особого положения путем комплекса действий, от снабжения общества чифдома продуктами питания, до организации совместной деятельности и при этом постоянно находится на первых местах во всех сферах деятельности. Это создает лидеру авторитет, силу и вокруг него начинает складываться бюрократический аппарат: вначале из ближайшего окружения, в дальнейшем из умелых членов общины.
Данную теорию он сам и его последователи относят к интегративным теориям. Сервис верил, что все цивилизации разделяются не по наличию собственности на орудия производства и ресурсы, в противоположность теории К. Маркса, а только по наличию уникальной политической силы. Он не верил в выдвинутую Марксом идею борьбы антагонистских классов, однако также выделил силу политической элиты в каждой цивилизации. Интегративная часть этой теории заключается в том, что община складывается на добровольных, а не принудительных началах.
Сервис, Роджерс Элман.