23-10-2023
Сергей Фудель | |
Сергей Иосифович Фудель, 1921 г. |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство (подданство): | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: |
1955-1977 |
Язык произведений: |
русский |
Дебют: |
«Моим детям и друзьям» (1956) |
Цитаты в Викицитатнике |
Сергей Иосифович Фудель (31 декабря 1900 (13 января 1901), Москва — 7 марта 1977, Покров, Владимирская область) — православный богослов, философ, духовный писатель, литературовед[1]. Неоднократно репрессирован по политическим мотивам, был в лагерях и ссылках[2][3].
Родился в семье священника московской Бутырской тюрьмы — Иосифа Фуделя. В 1917 году окончил 5-ю московскую гимназию, после чего с 1918 по 1920 год учился на историко-филологическом факультете Московского университета[4], — на философском отделении[5][6]; затем служил в армии, учился в Высшей военно-педагогической школе на отделении русского языка и литературы[4].
23 июля 1922 года был арестован за антиобновленческую деятельность и в декабре был отправлен в Усть-Сысольск, куда прибыл в январе 1923 года[6], а затем в Княж-Погост Усть-Вымского уезда, где отбывал ссылку до апреля 1925 года[4].
23 июля 1923 года в комнате ссыльного епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) Сергей Фудель венчался с Верой Максимовной Сытиной (1901—1988)[4], которая, будучи его невестой, поехала вместе с ним из Москвы в ссылку[5][7]; 26 мая 1924 года у них родился сын Николай[4].
В 1925—1932 годах семья Фуделей жила в Москве; Сергей Иосифович работал старшим научным сотрудником Института плодоовощной промышленности; 11 ноября 1931 года родилась дочь Мария[4].
1 января 1933 года был снова арестован и приговорён на три года к новой ссылке по обвинению в «антисоветской агитации», а также «недонесении о контрреволюционном преступлении» и в феврале отправлен в Явенгу, а 30 мая сослан на лесозаготовки в лагерь под Вельском[5], в июле переведён в Вологду, где находился в ссылке до января 1936 года. После Вологды до 1942 года семья Фуделей жила в Загорске, где Сергей Иосифович работал бухгалтером в артели, а затем — на заводе. 11 июля 1941 года родилась дочь Варвара. В это время их дом был местом проведения тайных богослужений и пристанищем скрывавшихся от преследования священнослужителей таких как, к примеру, архимандрит Серафим (Битюгов)[8].
Во время Великой Отечественной войны, до августа 1945 года, Фудель служил рядовым в железнодорожных войсках в охране воинских грузов[5][8].
17 мая 1946 года был арестован в третий раз по делу об «антисоветском церковном подполье» и 30 ноября приговорён к пятилетней ссылке, которую отбывал сначала в Минусинске (по август 1947[6] или по сентябрь 1948[8]), затем, до июля 1951, в селе Большой Улуй Красноярского края. По окончании ссылки Фудели жили в Усмани (до осени 1962 года), где Сергей Иосифович работал счетоводом в артели «Красное знамя» и подрабатывал частными уроками английского языка[9].
С 1955 года началась литературная деятельность С. И. Фуделя. Первая работа, «Моим детям и друзьям», была закончена в 1956 году, в 1957, в первоначальной редакции — «Путь отцов», в 1959—1961 — «Церковь верных», «Свет Церкви», «Соборность Церкви и экуменизм»[9]. Характер и направленность творчества Фуделя делало его произведения заведомо запрещёнными[10].
В ноябре 1962 года семья переехала в Покров, где Сергей Иосифович служил псаломщиком в Покровском храме. В этот период он также выполнял переводы для Издательского отдела Московской патриархии. В Покрове, в 1963 году была закончена книга «Наследство Достоевского», началась работа над книгой о Павле Флоренском «Начало познания Церкви» (была издана в 1972 году в Париже издательством «YMCA-Press» без ведома автора под псевдонимом Ф. Уделов); В 1970-е годы в самиздате появились его книги «Священное Предание», «Причастие вечной жизни», «У стен Церкви», «Славянофильство и Церковь», «Записки о литургии и Церкви»[9].
Сергей Иосифович Фудель скончался в Покрове 7 марта 1977 года от злокачественного заболевания лимфатических узлов; 9 марта похоронен на покровском городском кладбище[11].
Свою жизнь Сергей Иосифович видел не как нескончаемую череду несчастий и злоключений, а как должное, идущий за Христом должен нести крест[12]:
В каком-то смысле я умираю в бесплодии. Тем не менее, это странным образом уживается во мне с благодарностью за жизнь и, что ещё удивительней, с надеждой на прощение.— С. И. Фудель. «Воспоминания»
Церковь для Сергея Фуделя была местом общения, местом собрания людей, преодоления одиночества[13]:
Он чувствовал необходимость передать то ощущение, которое он сам имел — Церкви как света, Церкви как общества святых. Именно это, как он считал, позволит победить образ её тёмного двойника, который иногда возникает от видения церкви в истории. Он сам был членом церкви и помогал другим жить в ней с терпением, радостью и надеждой.
С. Фудель рассматривал литургию как квинтэссенцию Церкви, выражение её сути[14]:
Литургия стоит в центре христианства, а в центре литургии — «Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13, 8)— С. И. Фудель. «Записки о литургии и Церкви»
Сергей Фудель постоянно поддерживал и развивал идею монастыря в миру как противопоставление разделению жизни в вере и жизни в мире[15]. Из письма епископа Афанасия (Сахарова) Сергею Иосифовичу в конце 50-х годов:
Милость Божия буди с Вами, милый и дорогой мой Серёженька… Господь да поможет Вам шествовать «путём Отцов»… Идея «монастыря в миру» для меня особенно дорога, и пропаганду её я считаю совершенно необходимой… Ваша книга — богословское обоснование «монастыря в миру»… С любовью обнимаю Вас и лобызаю, и паки прошу прощения. Спасайтесь о Господе. С любовью, богомолец Ваш, епископ Афанасий.— С. И. Фудель. «Воспоминания»
1959—1961:
1970-е (самиздат):
Сергей Иосифович Фудель.