08-08-2023
Серенада для струнного оркестра | |
Serenade for Strings | |
Композитор | |
---|---|
Хореограф | |
Последующие редакции |
Balanchine Style© Джордж Баланчин |
Количество действий |
1 |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
American Ballet Хартфорд |
«Серенада для струнного оркестра» — балет Джорджа Баланчина на музыку Петра Ильича Чайковского (1880), признанный шедевр неоклассической хореографии.
Многие считают, что «Серенада» имеет тайный сюжет, однако это не соответствует действительности:
Джордж Баланчин о своей Серенаде:
«В этом балете танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне».
— Джордж Баланчин[1]
О стиле Баланчина:
«Баланчин стремился к классической завершённости формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым».
О направлении Баланчина:
«С 1934 года в постановках Баланчина сюжет часто отсутствовал. Основным выразительным средством стало раскрытие симфонической музыки, не предназначенной для танца. Содержание раскрывалось в развитии музыкально-хореографических образов».— Е.А.Суриц[3]
Новаторство Баланчина:
«Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключённые в этой системе, развил и обогатил её».
Содержание |
В 1921 году Георгий Баланчивадзе изучал игру на фортепиано, теорию музыки и контрапункт в Петроградской консерватории. Его отец — композитор Мелитон Баланчивадзе (1862—1937), был одним из создателей национальной оперы.
Во время гастролей в Германии, в 1924 году Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже, где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. По совету Дягилева балетмейстер адаптировал своё имя на западный манер — Джордж Баланчин.
2 января 1934 при финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга Джордж Баланчин открыл Школу Американского балета, а через год основал профессиональную труппу — «Американский балет», который давал спектакли сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив до 1940-х годов.
6 декабря 1934 года состоялась премьера балета «Серенада для струнного оркестра»[5][6].
В 1948 году Новая труппа Баланчина — «Балетное общество», в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы, становится Нью-Йоркским балетом — «New York City Ballet»[7].
Постановки Баланчина были запрещены в СССР, и лишь в 1983 году, балетмейстер Александр Плисецкий начал переговоры об оформлении легальных авторских прав на постановку «Серенады».
30 апреля 1983 года Баланчин скончался. В завещании он разрешил ставить свои балеты пятерым солисткам балета, которые знали его стиль. Переговоры возобновились[8]. И в 1984 году Александр Плисецкий перенёс шедевр Джорджа Баланчина в Россию. Премьера состоялась в театре Палиашвили, где он работал тогда вместе с Михаилом Лавровским. Спектакль прошёл с грандиозным успехом на сцене Большого театра[9] и в концертном зале Россия (по приглашению труппы, редактором зала Россия Марией Мульяш). По сей день он состоит в репертуаре театра Палиашвили .
«Балет „Серенада для струнного оркестра“ П.Чайковского отмечена гением великого хореографа XX века Баланчина и знаменует творческое возвращение балетмейстера к себе на родину. Этот лирико-драматический балет, требующий проникновения в содержательный хореографический стиль, А.Плисецкий перенёс на сцену с такой любовью, тщательностью и пониманием, что спектакль стал большим событием».— Н. Ю. Чернова[10]
«Успех балета в Москве на сцене Большого театра и Центрального Концертного зала велик и очевиден. Шедевр Баланчина — одноактный балет на музыку для струнного оркестра Чайковского, вдохновенно исполненной оркестром, возобновлён скрупулёзно и трепетно, Александр Плисецкий сумел добиться от балета художественной дисциплины, которая совсем не исключает одухотворённости танца. Серенада манит воображение, влечёт безграничностью хореографической фантазии, законченной и чистой красотой „материализованной“ музыки, ибо музыкальность хореографа здесь достигла выражения совершенного. Сам факт постановки Серенады выглядит чудесным символом: Баланчин словно вернулся на Родину в одном из лучших своих творений».
Техника и искусство — одно и то же. Техника — это умение, и только тогда вы можете выразить и вашу индивидуальность, и красоту, и форму. - Баланчин |
Премьера | Труппа | Постановка |
6 декабря 1934 | American Ballet, Adelphi Theatre (англ. Adelphi Theatre), Хартфорд | Жорж Баланчин |
1 марта 1935 года | American Ballet, Нью-Йорк | Жорж Баланчин |
1940 год | Русский балет Монте-Карло (англ. Ballet Russe de Monte Carlo) | Жорж Баланчин |
|
||
11 ноября 1984 года | Театр им. Палиашвили, Большой театр, ГЦКЗ «Россия», Москва | Александр Плисецкий Balanchine Style© |
1986 год | Малый театр оперы и балета | А. А. Прокофьев по Баланчину |
30 апреля Шаблон:Театре года | Мариинский театр | Франция Рассел[12], Карин фон Арольдинген[13]. Концепция света — Рональд Бейтс. Участие: Беттина фон Сименс (Bettina von Siemens). |
16 февраля 2004 года | Академический театр балета | Барт Кук, в сотрудничестве с Фондом Баланчина |
20 мая 2005 года | Театр им. Палиашвили[14] | accordance with the Balanchine Technique |
13 февраля 2007 года | Большой театр[15] | в сотрудничестве с Фондом Баланчина |
Вальс-Оркестр Мравинского | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Пётр Ильич Чайковский Серенада для струнного оркестра In C Major, Op.48, (1880)
1949 — Евгений Мравинский, Ленинградский филармонический оркестр.
1975 — Евгений Светланов, Академический Симфонический Оркестр СССР
Сцена | Музыка | Время Мравинского |
1. Pezzo In Forma Di Sonatina. | 1. Pezzo In Forma Di Sonatina. Andante Non Troppo. Allegro Moderato | 11.18 |
2. Valse. | 2. Valse. Moderato, Dolce E Molto Grazioso | 3.41 |
3. Elegia. | 3. Elegia. Larghetto Elegiaco | 10.00 |
4. Finale (thema Russo). | 4. Finale (thema Russo). Andante. Allegro Con Spirito | 7.47 |
Произведения П. И. Чайковского | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оперы | Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта | ||||||
Балеты | Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик | ||||||
Симфонии | № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра | ||||||
Концерты и концертные пьесы |
|
||||||
Струнные квартеты | № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll | ||||||
Для фортепиано | 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом) |
Серенада (балет).