Симмий из Фив (др.-греч. Σιμμίας; 5 — 4 века д.н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа и друг Кебета. В своих Воспоминаниях о Сократе, Ксенофонт включает Симмия в круг близких к Сократу людей.[1] В Платоновском Федоне он с Кебетом является основным собеседником Сократа, как и в Критоне,[2] Федре,[3] и Письмах Платона XIII.[4]
В диалоге Платона Федон
Симмий один из собеседников Сократа в платоновском Федоне. Это философский диалог Платона, аналогия, которую представляет персонаж по имени Симмий, вкратце изложенная здесь, не отражает взгляды реального Симмия.
Аналогия настройки Симмия [5]
- Тело видимо, сложно и конечно.
- Арфа видима, сложна и конечна.
- Если уничтожить арфу, неосязаемая, невидимая и божественная мелодия также будет уничтожена.
- Душа является настройкой (гармонией) частей тела. Если тело уничтожено, душа тоже погибнет.
Сократ оспаривает аналогию Симмия четырьмя аргументами:[6]
- Гармонический аргумент противоречит учению о припоминании, с которым Симмий согласился раньше.
- Если бы душа была мелодией, тела бы были настроены по-разному, и были бы разные, большие или меньшие души, что невозможно.
- Истинная настройка души - добродетель, а пороки расстраивают её. Но если душа сама по себе настройка, тогда порок и добродетели были бы настройкой настройки. Но настройка не может участвовать в не-настройке. Так что если душа настроена совершенно, она не имела бы ни добродетели, ни греха.
- Телом управляет душа. Но настройка зависит от музыкального инструмента. По этой аналогии, тело управляло бы душой.
Таким образом выясняется ложность доводов Симмия.
Позднейшие упоминания
В дополнение к свидетельствам Платона и Ксенофонта, Диоген Лаэртский упоминает Симмия как автора 23х коротких диалогов, ныне утерянных, которые среди прочих включали в себя О философии и О музыке.[7] У Плутарха Симмий является персонажем моралий раздела De Genio Socratis.[8]
Notes
- ↑ Xenophon, Memorabilia, 1.2.48, 3.10.17,
- ↑ Plato, Crito, 45b
- ↑ Plato, Phaedrus, 242b
- ↑ Plato, Epistle XIII, 363a
- ↑ Plato, Phaedo, 86a
- ↑ Plato, Phaedo, 92a7-95a6
- ↑ Diogenes Laërtius, ii. 124
- ↑ Plutarch, Moralia 7.46, 575—598