15-10-2023
Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице :К удалению/2 мая 2017.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию. Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Последнее изменение сделано участницей V for Vendetta (вклад, журналы) в 07:28, 11 мая 2017 (UTC; около 11 дней назад). Администраторам: ссылки сюда, история, журналы, удалить. |
Симптом (от греч. σύμπτομα — случай, совпадение, признак) (в психиатрии и клинической психологии) — характерные проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[1].
При различных заболеваниях психического генеза в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Особенно при работе с детьми, где необходимо отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического заболевания.
Продуктивные симптомы'[2][3] — неспецифическая реакция неповрежденных слоев нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить психомоторная возбудимость, галлюцинаторные, кататонические состояния, эпилептические припадки, аффективное расстройство (депрессивные или маниакальные состояния), бред.
Несмотря на то, что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.
Негативные симптомы[2][3] — проявления самого патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности.
В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения ее развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.
Возрастные симптомы[3][4] — являются патологически искаженными и преувеличенными проявлениями нормального развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для заболевания, могут проявляться при различных патологиях: от органических нарушений и невротических состояний до ранней детской шизофрении.
В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.
В. В. Ковалёв выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[3][4]:
Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.
Симптом (психиатрия).