11-09-2023
Формула-1 |
---|
Текущий сезон |
Формула-1 в сезоне 2012 |
Статьи по теме |
Технический регламент Формулы-1 Спортивный регламент Формулы-1 |
Списки |
Пилоты
Конструкторы
Сезоны · Гран-при · Трассы
Система начисления очков |
Рекорды |
Пилоты (Победы) (БК) |
См. также |
Очки в Формуле-1 присуждаются одновременно и пилоту, и его команде.
Соревнование пилотов называется чемпионатом мира, а соревнование команд — Кубком конструкторов (последний был введен с 1958 года).
Содержание |
За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся.
В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.
Период действия |
Место | ЛК | Гонок в сезоне |
Количество лучших результатов, идущих в зачёт |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1950 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 4 | |||||
1951—1952 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 4 | |||||
1953 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 4 | |||||
1954 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1955 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 5 | |||||
1956—1957 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | |||||
1958 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 6 | |||||
1959 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1960 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 6 | |||||
1961 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | |||||
1962 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1963—1965 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 6 | |||||
1966 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1967 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок 4 из следующих 5 |
|||||
1968 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 12 | 5 из первых 6 гонок 5 из следующих 6 |
|||||
1969 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок 4 из следующих 5 |
|||||
1970 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 13 | 6 из первых 7 гонок 5 из следующих 6 |
|||||
1971 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок 4 из следующих 5 |
|||||
1972 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 12 | 5 из первых 6 гонок 5 из следующих 6 |
|||||
1973—1974 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 7 из первых 8 гонок 6 из следующих 7 |
|||||
1975 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 14 | 7 из первых 8 гонок 5 из следующих 6 |
|||||
1976 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 7 из первых 8 гонок 7 из следующих 8 |
|||||
1977 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 17 | 8 из первых 9 гонок 7 из следующих 8 |
|||||
1978 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 7 из первых 8 гонок 7 из следующих 8 |
|||||
1979 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 4 из первых 7 гонок 4 из следующих 8 |
|||||
1980 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 14 | 5 из первых 7 гонок 5 из следующих 7 |
|||||
1981—1990 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 или 16 | 11 | |||||
1991—2002 | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 или 17 | результаты всех гонок | |||||
2003—2009 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16—19 | результаты всех гонок | |||
2010— | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 19 | результаты всех гонок |
Примечания:
В случае если гонка по какой-то причине была остановлена и не была возобновлена и при этом лидер не прошёл двух кругов, такая гонка не идет в зачет.
В случае если гонка по какой-то причине была остановлена когда лидер прошёл более 2-х кругов, но менее 75 % дистанции, она идет в зачет чемпионата, однако за неё первой десятке гонщиков засчитывается только половина очков (по нынешней очковой системе):
В последний раз (по старой системе начисления очков) подобное случилось на Гран-при Малайзии в 2009 году. Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31 круге из 76, и её лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 (за победу) или 6 очков (за возможное второе место, поскольку его стремительно нагонял Айртон Сенна).
До 1959 года командам разрешалось проводить замены пилотов за рулем прямо во время гонки. В таком случае, если один из пилотов доводил машину до финиша в очковой зоне, то набранные им очки разделялись поровну между всеми, кто пилотировал эту машину на протяжении Гран-при.
Именно то, что на Гран-при Италии в 1956 году Фанхио забрал машину у своего конкурента в борьбе за первенство в личном зачете (и вместе с тем, напарника по команде «Феррари») Питера Коллинза, и принесло ему очередной титул чемпиона мира. Расклад после 20 кругов гонки был таков: Фанхио сошёл, а Коллинз находился на трассе и потенциально мог набрать достаточно очков, чтобы обойти лидера общего зачёта. Если же Хуан Мануэль занимает место в машине Коллинза, то, на каком бы месте англичанин ни финишировал, он не сможет опередить аргентинца (поскольку очки делятся поровну). В итоге оба претендента получили по три очка из шести за второе место, и Фанхио в чемпионате мира опередил Коллинза на пять очков. Кстати, сломанную машину все же смогли отремонтировать, и в итоговом протоколе Фанхио значится дважды: сначала на втором месте в паре с Питером Коллинзом, а затем на восьмом месте с Эудженио Кастеллотти.
По регламенту того времени, когда гонщики могли получить очко за лучший круг в гонке (с 1950 года по 1959 год), если несколько гонщиков показывали одинаковый результат, то это единственное очко делилось поровну между кандидатами на него. А поскольку время прохождения круга иногда замерялось с точностью до целых секунд, то иногда несколько пилотов получали за Гран-при нецелое число очков.
Самый известный случай подобного рода произошёл на Гран-при Великобритании в 1954 году. Сразу семь пилотов — Хосе Фройлан Гонсалес, Майк Хоторн (оба на «Феррари»), Стирлинг Мосс, Альберто Аскари, Онофре Маримон (все трое на «Мазерати»), Хуан Мануэль Фанхио на «Мерседес», Жан Бера на «Гордини» — показали одинаковое время: 1 мин 50 с. Все эти гонщики получили по 1/7 (0,14) дополнительных очка.
Пример приводится на основании данных чемпионата мира 2005 года.
Указана первая восьмерка гонщиков и первая пятерка команд. В скобках — число набранных ими очков. Отличия систем выделены.
Место | 1981—1990 | 1991—2002 | 2003—2009 | 2010 |
---|---|---|---|---|
1 | Фернандо Алонсо (87) | Фернандо Алонсо (115) | Фернандо Алонсо (133) | Фернандо Алонсо (322) |
2 | Кими Райкконен (84) | Кими Райкконен (99) | Кими Райкконен (112) | Кими Райкконен (277) |
3 | Хуан Пабло Монтойя (43) | Хуан Пабло Монтойя (46) | Михаэль Шумахер (62) | Михаэль Шумахер (153) |
4 | Михаэль Шумахер (39) | Михаэль Шумахер (40) | Хуан Пабло Монтойя (60) | Хуан Пабло Монтойя (150) |
5 | Джанкарло Физикелла (37) | Джанкарло Физикелла (38) | Джанкарло Физикелла (58) | Джанкарло Физикелла (146) |
6 | Ярно Трулли (26) | Ярно Трулли (26) | Ральф Шумахер (45) | Ральф Шумахер (122) |
7 | Рубенс Барикелло (23) | Рубенс Барикелло (23) | Ярно Трулли (43) | Ярно Трулли (108) |
8 | Ральф Шумахер (20) | Ральф Шумахер (20) | Рубенс Барикелло (38) | Рубенс Барикелло (103) |
Место | 1981—1990 | 1991—2002 | 2003—2005 |
---|---|---|---|
1 | Рено (145) | Рено (153) | Рено (191) |
2 | Макларен (141) | Макларен (151) | Макларен (182) |
3 | Феррари (62) | Феррари (63) | Феррари (100) |
4 | Тойота (46) | Тойота (46) | Тойота (88) |
5 | Уильямс (34) | Уильямс (34) | Уильямс (66) |
Система начисления очков в Формуле-1.