22-04-2023
Эта статья является частью серии статей по теме: |
Коммунизм |
---|
Основные понятия
Марксистско-ленинская философия |
Символика
|
Марксистско-ленинская философия — официальное советское философское учение, созданное на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, и обретшее законченную форму в СССР в 1930-е годы в Кратком курсе истории ВКП(б).
Марксистско-ленинская философия является частью идеологии марксизма-ленинизма, являвшейся базовой социалистических стран на протяжении десятилетий в XX веке, ряд которых развили собственные варианты идеологии марксизма-ленинизма (маоизм, чучхе). Марксистско-ленинская философия стала средством идеологического контроля в советской науке.
В некоторых случаях это приводило к прогрессу, в некоторых — к кампаниям репрессий, в ходе которых целые научные направления объявлялись «буржуазными» и «идеалистическими», а их приверженцы подвергались гонениям и репрессиям, вплоть до физического уничтожения[1]. Как отмечает крупнейший специалист по истории российской и советской науки проф. Лорен Грэхэм: «С моей точки зрения, марксизм-ленинизм где-то помог, а где-то стал препятствием для науки. Самый наглядный пример — история с Лысенко. Это тот случай, где марксистско-ленинская идеология помешала. Но в других случаях — и я в своей книге это указывал — марксистско-ленинская философия помогала развитию науки»[2].
Примером является сессия ВАСХНИЛ 1948 года, в результате которой генетика в СССР оказалась под идеологическим контролем и биологическая наука оказалась в застое почти на 20 лет[3]. Любопытно, что в ходе этой дискуссии «идеалистическим» было объявлено понятие о наследственном веществе (то есть материи), а «материалистическим» — содержащий элементы телеологии неоламаркизм Т. Д. Лысенко и неовиталистская теория «живого вещества» О. Б. Лепешинской.
После распада СССР и социалистического лагеря марксистско-ленинская философия, лишившись административной поддержки, во многом утратила своё значение.
Сторонники марксизма-ленинизма утверждают, что он развивает и последовательно проводит материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, объясняя через него диалектический подход, развивая, по словам В. Ленина[4], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира». По их мнению, марксистско-ленинская философия упраздняет различение между онтологией, логикой и теорией познания.
Критики-марксисты указывают на догматизм и начётничество советских марксистско-ленинских философов, работавших на оправдание современной им идеологии. Цитаты из трудов «классиков марксизма-ленинизма» становились абсолютными аргументами в любой философской дискуссии.
Критики-неопозитивисты отмечают расплывчатость основных понятий диалектики и необоснованность претензий марксистско-ленинской философии на научный статус[5][6].
|
Советская философия.