Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Совет по делам Русской православной церкви

09-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Совет по делам Русской православной церкви

Общая информация
Страна

СССР СССР

Дата создания

14 сентября 1943 года

Предшествующее ведомство

нет

Дата упразднения

8 декабря 1965 года

Заменено на

Совет по делам религий

Штаб-квартира

СССР, Москва

Число сотрудников

19 человек (центральный аппарат на 1965 год)

Подведомственный орган

Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви

Сове́т по дела́м Ру́сской правосла́вной це́ркви — государственный орган при Правительстве СССР, занимавшийся вопросами Русской православной церкви в период с 1943 по 1965 годы. Без согласия Совета местные власти не имели права закрывать церкви. На местах от имени Совета действовали его Уполномоченные, назначаемые и финансируемые местными органами власти. Несмотря на формальную подотчетность Уполномоченных Совету, они фактически подчинялись местным властям. Сам Совет находился в подчинении сначала ЦК ВКП(б), а затем ЦК КПСС. В период Хрущевской антирелигиозной кампании состав Совета был дважды обновлен, а сам этот орган ориентирован на проведение широкой борьбы за ограничение деятельности Русской православной церкви. Члены Совета разработали комплекс мер по ограничению экономической деятельности Русской православной церкви, которые действовали вплоть до конца 1980-х годов. Совет и его Уполномоченные стремились сократить влияние Русской православной церкви и уменьшить количество приходов.

Возникновение

Первый председатель Совета Георгий Карпов

14 сентября 1943 года вышло постановление Совнаркома СССР о создании Совета по делам Русской православной церкви[1]. Название нового органа предложил сам И. В. Сталин[1], который считал, что задачей этой структуры должна стать организация взаимоотношений между государством и церковью[1]. Разработка регулирующих деятельность Совета документов и подбор кадров затянулись на несколько лет. 7 октября 1943 года было утверждено Положение о Совете[1]. В 1945 году были заполнены должности центрального аппарата Совета, а в 1946 году — должности его Уполномоченных на местах[2].

Структура и численность

До конца 1965 года Совет состоял из 5 членов (председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и заведующие отделами)[3]. В составе Совета были[3]:

  • Аппарат при руководстве — 4 человека (стенографист, переводчик, секретари-машинистки);
  • Инспекторский отдел — 8 человек;
  • Отдел по делам центрального управления церковью — 4 человека.

Таким образом, численность работников Совета на 1965 год составляла 19 человек. Кроме того, с 1959 года у Совета были общие структуры с Советом по делам религиозных культов: бухгалтерия, юрисконсульт, хозяйственная часть и библиотека[4].

В 1963—1965 годах при Совете на общественных началах работала группа инспекторов-консультантов, в которую входили сначала 12, а потом 21 человек[4]. Среди них были такие ученые как Н. П. Красников, Э. И. Лисавцев и П. Н. Курочкин[5].

Состав совета

Первый состав Совета был сформирован к концу 1943 года из 5 человек[1]. Члены первого состава Совета были назначены по предложению Георгия Карпова[1]. Первоначальный состав Совета не менялся более 10 лет. Г. Т. Уткин и И. И. Иванов работали в Совете со дня его основания, С. К. Белышев — с 1945 года[6].

Второй состав Совета был сформирован в 1957 году. Председателем остался Карпов, его заместителем стал П. Г. Чередняк, главой инспекторского отдела — И. И. Сивенков, заведующим отделом по делам центрального управления — сначала Л. А. Щербаков (с мая по декабрь 1957 года), а затем В. И. Васильев[7]. Ответственным секретарем оставался И. М. Репин[3].

Третий состав Совета сформировался в 1960—1961 годах и оставался неизменным до упразднения этого органа в 1965 году. Председателем был В. А. Куроедов (с февраля 1960 года), его заместитель — В. Г. Фуров (с 1961 года), ответственный секретарь — А. М. Шиков (с апреля 1960 года), отдел по делам центрального управления возглавил П. В. Макарцев, заведующий инспекторским отделом — Г. С. Казызаев (с мая 1961 года)[8].

Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви

На уровне краев, областей и автономных республик действовали Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви. Они назначались местными властями[9]. Уполномоченный подчинялся непосредственно председателю областного (краевого) исполкома или его заместителю[10]. При этом Уполномоченный не мог быть снят с должности или переведен на другую работу без согласия Совета по делам Русской православной церкви[10]. По должностному окладу Уполномоченный приравнивался к заведующему отделом[10]. Запрещалось привлекать Уполномоченного на длительное время для исполнения деятельности, не связанной с его основной работой[10]. Верующие и служители культа по всем вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций имели право обращаться только к Уполномоченному[10]. Аппарат Уполномоченного должен был размещаться в удобном для приема посетителей помещении[10]. Запрещалось совмещать должности Уполномоченных Советов по делам Русской православной церкви и по делам религии и культов[11]. Согласно Постановлению Совнаркома СССР от 1 декабря 1944 года районные исполкомы были обязаны отвечать на запрос Уполномоченного в течение 10 дней с момента его получения[12].

На Уполномоченного была возложена функция обязательной регистрации религиозных общин и священников, а также снятие с регистрации[13]. Это было важно средство воздействия на неугодных служителей культа, так как зачастую Уполномоченные понимали свое право расширительно. К началу 1960-х годов сложилась практика, согласно которой ни одна хиротония священника не могла быть совершена без предварительного согласия Уполномоченного[14]. Наконец, Уполномоченный был обязан проводить мониторинг текущей ситуации и сообщать в Совет обо всех фактах незаконных действий в отношении духовенства и верующих со стороны местных властей[13].

Уполномоченные выступали перед Советом с предложениями, ограничивающими права духовенства и верующих. Например, Уполномоченный по Ивановской области И. И. Филиппюк в 1949 году предложил Совету запретить духовенству во время полевых работ совершать богослужения в сельских храмах (кроме исполнения треб)[15]. Совет это предложение отклонил[15].

Особенно много стало работы у Уполномоченных с 1960 года, когда начало применяться новое законодательство о религиозных объединениях. С 1960 года Совет постоянно направлял Уполномоченным запросы с самыми разными требованиями. Например, осенью 1962 года Совет требовал от Уполномоченных предоставить данные о количестве и социальном составе создаваемых в приходах «двадцаток», а также охарактеризовать состав 3- 5 двадцаток, отчитаться о проповеднической деятельности духовенства, «разобраться» «почему еще сохраняется религиозная обрядность на уровне прошлых лет» и отчитаться об этом[16]. Кроме этого на Уполномоченных возлагалась обязанность учитывать культовые здания и церковное имущество, они должны были принимать «активное участие в создании продуманной и стройной системы атеистического воспитания», а также заполнять различные статистические карточки и таблицы, разработанные Советом[16].

Уполномоченные были не во всех регионах. В начале 1960-х годов имела место тенденция к сокращению этих должностей по инициативе местных властей. Численность штатных Уполномоченных составляла:

  • 1946 год — 112 человек[2];
  • 1961 год — 103 человека[5];
  • 1963 год — 86 человек[5];
  • 1964 год — 77 человек[5].

Штат Уполномоченного состоял обычно из трех работников: сам Уполномоченный, секретарь и машинистка[17].

Социальный статус Уполномоченных в номенклатурной системе был крайне низок, поэтому в первые годы часто на эту должность попадали люди, которым было трудно справляться с обязанностями по состоянию здоровья. Г. Карпов в 1946 году писал, что 20 Уполномоченных «либо инвалиды, либо тяжелобольные (туберкулез, язва желудка, припадки и т. д.)»[18]. Среди уполномоченных в первые годы значительную часть составляли выходцы из спецслужб. Например, в 1949 году выходцами из спецслужб были 20 Уполномоченных[17].

Имела место практика без ведома (а иногда вопреки его мнению) Совета по делам Русской православной церкви передачи полномочий Уполномоченного Совета либо Уполномоченному Совета по делам религиозных культов, либо (по совместительству) работникам исполкомов[5].

Разделение при Н. С. Хрущеве обкомов и исполкомов на промышленные и сельские внесло дополнительный хаос в работу Совета. Часть Уполномоченных Совета была включена в штат промышленных, а остальные попали в состав сельских областных и краевых исполкомов[19]. Состоявший в штате промышленного исполкома Уполномоченный не получал средств на работу в сельской местности[19]. Уполномоченный, включенный в штат сельского исполкома, не имел финансирования для работы в городах и рабочих поселках[19].

Подчинение Совета

Формально Совет подчинялся советскому правительству — Совету народных комиссаров СССР и сменившему его Совету министров СССР[8]. Фактически Совет выполнял указания партийного руководства — ЦК ВКП(б) и сменившего его ЦК КПСС. При создании Совета в номенклатуру Секретариата ЦК ВКП(б) были включены только две должности — председателя Совета и его заместителя[1]. Однако в дальнейшем количество номенклатурными работникам стали все члены Совета. По состоянию на начало 1960-х годов должности председателя Совета, его заместителя, ответственного секретаря и двух заведующих отделами Совета были номенклатурой ЦК КПСС и назначались по решениям этого партийного органа (Совет министров СССР только юридически оформлял эти решения)[20].

Деятельность

Положение о Совете, утвержденное 7 октября 1943 года, предусматривало, что этот орган должен осуществлять связь «между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим рассмотрения Правительства СССР»[1]. Совет играл важную роль при решении вопроса об открытии церквей. Постановление Совнаркома СССР «О порядке открытия церквей» от 28 ноября 1943 года установило такой порядок: ходатайство верующих после одобрения местным органом власти пересылалось в Совет, который утверждал его и передавал в Совнарком, который после одобрения вновь передавал ходатайство Совету[2]. Согласно постановлению Совнаркома СССР от 1 декабря 1944 года запрещалось закрывать церкви без согласия Совета[21].

Совет контролировал деятельность своих Уполномоченных на местах: заслушивал их отчеты (в том числе с вызовом Уполномоченного в Москву), проводил проверку их деятельности[22]. Кроме того, Совет помогал Уполномоченным — присылал инструктивные письма, организовывал их совещания и семинары[23]. Впрочем местные Уполномоченные порой предпочитали подчиняться не столько Совету, сколько местным властей. Периодически бывали конфликты между Советом и местными властями, связанные с деятельностью Уполномоченных. Например, Совет смог снять Уполномоченного по Херсонской области Бабина в 1963—1964 годах только после того, как вмешался идеологический отдел ЦК Компартии Украинской СССР[24]. Совет не смог добиться освобождения от должности Уполномоченного по Челябинской области Салова, так как местные органы этот человек устраивал[24]. Зато имели место случаи снятия Уполномоченного с должности по решению местных партийных органов без согласия Совета, причем не всегда Совету удавалось добиться восстановления уволенных в должности. Например, в 1950 году бюро комитета ВКП(б) Красноярского края сняло с должности своего Уполномоченного Н. Гусева, указав, что его «поведение» «во многих случаях не было направлено на сужение деятельности церковников»[10]. Бюро также отметило, что Гусев «встал на неправильную позицию защиты церковников и помощи им… не использовал своих прав и не закрывал церкви»[10]. Совет по делам Русской православной церкви заявил, что считает Гусева «серьезным работником» и «не видит оснований для освобождения его от работы»[10]. ЦК ВКП(б) поддержал решение партийного органа[10].

В Совет постоянно приезжали посетители, особенно много их стало в период антирелигиозной кампании 1958—1964 годов. Весной 1961 года в Совете была оборудована специальная комната для приема посетителей[5]. В 1962 году Совет (вместе с Советом по делам религиозных культов) переехал в новое здание на Смоленском бульваре[5].

Совет и хрущевская антирелигиозная кампания

К моменту начала Антирелигиозной кампании 1958—1964 годов большинство членов Совета были уже пенсионного возраста, что облегчило их замену — в 1957 году ушли на пенсию три члена Совета: Г. Т. Уткин (заведующий Отделом по делам центрального управления церковью), И. И. Иванов (заведующий инспекторским отделом) и заместитель председателя Совета С. К. Белышев[7]. На их место пришли новые люди. Инспекторский отдел возглавил И. И. Сивенков, отделом по делам центрального управления заведовал сначала Л. А. Щербаков (с мая по декабрь 1957 года), а затем В. И. Васильев[7]. Заместителем председателя Совета стал в декабре 1957 года П. Г. Чередняк[7]. Председатель Совета Георгий Карпов трижды с 1956 года подавал в отставку, но ее не принимали[7].

После чистки Совета вышло Постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 года, которое жестко критиковало деятельность Советов по делам Русской православной церкви и по делам религий и культов. В частности, в Постановлении отмечалось: «Советы и их представители на местах плохо осуществляют свои функции, иногда идут на поводу у церковников, своевременно не информируют партийные и советские органы о деятельности служителей церкви, членов сект»[6].

Новые члены Совета П. Г. Чередняк и И. И. Сивенков были опытными экономистами и даже имели степени кандидатов экономических наук[6]. К осени 1958 года они разработали рекомендации по подрыву материальной базы церкви, которые (вместе с предложениями Министерства финансов) легли в основу правительственных постановлений от 16 октября 1958 года «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» и «О монастырях в СССР»[6].

Во время хрущевской антирелигиозной кампании председатель Совета Георгий Карпов занял противоречивую позицию: он писал отчеты в ЦК КПСС о мерах по ограничению религиозных организаций и при этом рассылал местным Уполномоченным Совета инструктивные материалы о недопустимости административного нажима с целью сокращения численности духовенства и верующих. Например, в марте 1959 года Карпов разослал по Уполномоченным инструкцию, в которой осуждал их участие в «индивидуальной работе» с верующими, деятельность «по выявлению детей и молодежи в церквях» и «практику местных органов по проведению собраний трудящихся о закрытии церквей»[25]. В июне 1959 года за подписью Карпова Уполномоченным разослано письмо о закрытии приходов, в котором Председатель Совета по делам Русской православной церкви подчеркивает, что закрывать необходимо лишь приходы, «где длительное время нет служб, и в общинах осталось незначительное число верующих»[25]. При этом Карпов отмечал, что «эту работу нельзя проводить кампанейски, путем административного нажима» и напоминал, что запрещается закрывать церкви без согласия Совета[26]. Карпов регулярно представлял в ЦК КПСС материалы как о незаконной деятельности церковников, так и о фактах «грубого администрирования» со стороны местных органов власти[21]. В 1959—1960 годах Карпов безуспешно добивался приема у Н. С. Хрущева и Е. А. Фурцевой[21].

За спиной Карпова отдел пропаганды и агитации по союзным республикам направил в Комиссию ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и внешних партийных связей записку «О незаконной деятельности церковников и сектантов» и проект одноименного постановления[21]. В Записке указывалось, что «за последние годы ослаблен контроль, особенно со стороны Совета по делам Русской православной церкви»[27]. В Записке также сообщалось, что «Карпов неправильно понимает задачи Совета, не желает учитывать изменения, происходящие в нашей стране»[27]. В ответ на эту Записку Карпов направил в ЦК КПСС "Пояснение к «Записке „О незаконной деятельности церковников и сектантов“», в котором отверг обвинения в свой адрес[27].

13 января 1960 года вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», которое предусматривало меры, которые не нравились Карпову[28]. 6 февраля 1960 года Постановлением Совета министров СССР «О т.т. Карпове и Куроедове» Карпов был снят с поста председателя Совета без указания причины[28].

Новый председатель Совета В. А. Куроедов провел первое заседание Совета 23 — 24 февраля 1960 года. Была проведена по разработке целого ряда нормативных документов. К июню 1960 года Совет разработал проект нового положения о Совете по делам Русской православной церкви[29]. Однако проект Положения был отвергнут 21 июля 1961 года президиумом Совета министров СССР, признавшим «нецелесообразным утверждение новых положений о Советах»[3].

При Куроедове в 1960—1961 годах прошла новая чистка Совета: были уволены заместитель председателя, ответственный секретарь и заведующие отделами[8]. Куроедов стремился ослабить влияние духовенства. 20 — 23 апреля 1960 года Куроедов на совещании Уполномоченных Совета поставил задачу: «Теснить и наступать на религиозные организации умно, тактично и осторожно»[30].

Финансирование Совета и его Уполномоченных

Деятельность Уполномоченных Совета финансировалась местными властями[5]. Размер зарплаты Уполномоченного не был отрегулирован на общесоюзном уровне и зависел от решения органа, который его назначал[5]. То же относилось и к работникам, подчиненным Уполномоченному. Например, в 1948 году Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Ивановской области С. А. Виноградов получал 1500 руб. в месяц, его секретарь — 300 руб., машинистка — 250 руб.[17]. Все это привело к тому, что материальное положение Уполномоченного и возможности его полноценной работы полностью зависели не от Совета, а от местных властей. Областные и краевые исполкомы зачастую не обеспечивали Уполномоченных транспортом, не финансировали их командировки, предоставляли плохие помещения для работы[19]. Статус Уполномоченных также был низок. Например, большинство Уполномоченных было лишено возможности пользования спецполиклиниками и получения путевок на санаторно-курортное лечение[19].

Отношения с Советом по делам религиозных культов

В 1959 году оба Совета были интегрированы еще теснее, чем ранее: на два органа были созданы общие бухгалтерия, юрисконсульт, хозяйственная часть и библиотека[4]. Причем это объединение произошло в то время как председатель Совета по делам Русской православной церкви Георгий Карпов и его заместитель Павел Чередняк находились в больнице[4].

На местах распространилась практика, при которой один и тот же человек был Уполномоченным обоих Советов. В 1960-е годы количество таких совместных Уполномоченных было следующим[22]:

  • 1961 год — 30 чел.;
  • 1963 год — 26 чел.;
  • 1964 год — 19 чел.

Работа совместного Уполномоченного двух Советов была нелегка. Бывали случаи, когда такой Уполномоченный получал указания от Совета по делам религиозных культов, которые противоречили предписаниям Совета по делам Русской православной церкви[19].

Упразднение

В январе 1963 года прошло совместное партийное собрание в Советах по делам Русской православной церкви и по делам религии и культов, по итогам которого было принято обращение к Н. С. Хрущеву о необходимости объединения двух советов в один[31]. В качестве выгоды от объединения секретари партбюро Советов указывали, что оно позволит сократить около 100 должностей Уполномоченных на местах[31]. Идеологический отдел ЦК КПСС проконсультировался по этому вопросу с секретарями ЦК Компартий союзных республик по идеологии[31]. Против объединения высказались секретари по идеологии нескольких союзных республик (Казахской, Литовской и Украинской ССР) и инициатива была отклонена[31]. Только 8 декабря 1965 года вышло постановление № 1043 Совета министров СССР «О преобразовании Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религии и культов в единый орган — Совет по делам религий при СМ СССР»[32]. Главой объединенного совета стал В. А. Куроедов.

Председатели Совета

См. также

Примечания

Литература

  • Гераськин Ю.В. Уполномоченный по делам Русской православной церкви: исторический портрет // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / отв. ред. А. И. Филимонова. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — С. 48—59.
  • Горбатов А.В. К вопросу о статусе уполномоченных по делам религии в Сибири (1943 - 1969 гг.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / отв. ред. А. И. Филимонова. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — С. 35—47.
  • Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви и его уполномоченные в условиях новой церковной политики власти (1958—1964 гг.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / отв. ред. А. И. Филимонова. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — С. 8—34.

Совет по делам Русской православной церкви.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06