16-07-2023
Содействие международному развитию
Содействие международному развитию (СМР) — термин, используемый в Российской Федерации для обозначения направления внешнеполитической деятельности, призванного способствовать решению глобальных и региональных проблем, а также предотвращать новые вызовы и угрозы путем оказания странам, территориям или группам людей, объединенных в сообщества, финансовой, технической, гуманитарной и иной помощи, способствующей их социально-экономическому развитию. Согласно наиболее общему определению помощь (содействие) развитию (Development Aid/Development Assistance) – это помощь, направленная на развитие и повышение благосостояния развивающихся стран[1].
На сегодняшний день общепринятого определения и критериев СМР не выработано, несмотря на то, что термин упоминается в ряде официальных документов Российской Федерации[2][3][4][5]. Понятие СМР во многом перекликается с термином официальная помощь в целях развития, используемым КСР ОЭСР, однако является более широким.
Российская Федерация является правопреемницей СССР, который начиная с середины 1950-х гг. и до конца 1980-х гг., был одним из крупнейших доноров для развивающихся стран. Участие СССР в содействии развитию прошло несколько крупных этапов, которые можно изобразить в виде «волны»: 1954—1964 (закладка фундамента), 1964—1974 (расширение обязательств); 1974—1980 («золотой век/расцвет»); 1981—1985 (стагнация); 1985—1991 (упадок). В общей сложности, в период с 1954 по 1991 г. Советским Союзом было предоставлено помощи на сумму более 78 млрд долларов[1]. Темпы увеличения объемов неуклонно росли в 1964—1981 гг., однако начали снижаться в 1980-е гг.
На протяжении большей части своей новейшей истории Россия являлась одним из крупнейших получателей иностранной помощи: в период с 1992 по 2004 гг. на ее долю ежегодно приходилось в среднем около 1,5 млрд долларов[1]. Однако ситуация стала меняться к середине 2000-х. В 2005 г. Россия утратила статус получателя помощи по классификации ОЭСР, вместе с тем начав наращивать объемы средств, выделяемых на содействие развитию других стран.
В 2014 году утвержден официальный российский фирменный стиль СМР. Он состоит из латинских букв RU (Russia — Россия), «матрешки» и надписи «От народа России» на разных языках.
Основными участниками СМР являются доноры, к которым относятся страны-доноры (как развитые, так и развивающиеся), международные многосторонние институты и организации, участвующие в предоставлении помощи развивающимся странам, неправительственные организации и благотворительные фонды. Основными реципиентами помощи развитию являются развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и, так называемые, «нестабильные государства».
Помощь развитию делится по источникам финансирования на государственную и частную. Российская Федерация поддерживает реализацию программ содействия международному развитию в приоритетных направлениях, государствах и регионах субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, структурами российского бизнес-сообщества и неправительственными организациями за счет их собственных средств.
Помощь на многосторонней основе осуществляется посредством внесения добровольных и целевых взносов в международные финансовые и экономические организации, прежде всего в программы, фонды, спецучреждения ООН (ВОЗ, ВПП), финансирование деятельности Управления по координации гуманитарных вопросов, поддержка Центрального фонда чрезвычайного реагирования, региональные экономические комиссии и другие организации, реализующие программы развития, участия в финансировании глобальных фондов, а также в реализации специальных международных инициатив, осуществляемых в рамках «Группы восьми», Группы Всемирного банка, МВФ, организаций системы ООН.
Помощь на трехсторонней основе предоставляется с использованием финансовых и организационно-технических возможностей международных организаций — в первую очередь через уже существующие или вновь создаваемые трастовые фонды Всемирного банка, ООН, ее специализированных учреждений и других институтов, — а также «традиционных» стран-доноров. При этом за Россией остается выбор страны-получателя, направления оказания помощи и возможность использования российских специалистов при оказании технического содействия.
Помощь на двусторонней основе оказывается в следующих формах: целевые финансовые гранты или безвозмездные поставки товаров и оказание услуг; предоставление льготных кредитов; оказание технического содействия путем передачи знаний и опыта в целях развития национальных институтов в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, борьбы со стихийными бедствиями, противодействия терроризму; облегчение долгового бремени, в том числе путем использования схемы «долг в обмен на программы развития»; оказание продовольственной и гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях; содействие в упрощении и удешевлении, а также поддержке безопасности и эффективности национальных и международных систем денежных переводов; предоставление развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на российские рынки.
К моменту принятия Концепции 2007 объемы Российского СМР выросли вчетверо (с 50 млн долларов США в 2002-03 гг.). По итогам 2009 г. вклад России в СМР составил 785 млн долл. США. Это произошло за счет направления части средств из Антикризисного фонда ЕврАзЭС на поддержку стран с низким уровнем дохода. В 2010 г. объемы российской помощи оказались существенно ниже — 472 млн долл. США, но в пределах краткосрочных целевых ориентиров. В 2011 г. объемы российской помощи выросли на 8,8 % и составили около 514 млн долл. США.[9]
КСР ОЭСР опубликовал статистические данные по официальной помощи развитию за 2013 год. Россия увеличила свою помощь развитию на 26,4 % и достигла показателя в 609,6 млн долл.[10] Увеличение произошло за счет роста двусторонних программ помощи.
Вопросами предоставления международной помощи занимаются: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, Министерство иностранных дел (МИД), Министерство финансов (Минфин), Министерство экономического развития (МЭР), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также другие отраслевые министерства.
Президент осуществляет общее руководство политикой страны в сфере СМР, утверждает стратегические цели и задачи участия России в СМР. Совет Федерации и Государственная Дума ведут законодательную работу, направленную на обеспечение участия России в СМР и выполнение ее обязательств. Правительство утверждает План мероприятий по участию России в СМР, принимает по представлению федеральных органов решения об оказании помощи, осуществляет контроль за реализацией российского СМР.
В сентябре 2008 г. было создано Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). В сфере СМР Агентство имеет следующие полномочия:
1. Осуществление функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора)
2. Взаимодействует в установленном порядке с исполнительными органами международных и региональных организаций
3. Координация и контроль реализации решений межгосударственных многосторонних и двусторонних интеграционных объединений с участием Российской Федерации
4. Разрабатывает и реализует по согласованию с федеральными органами исполнительной власти среднесрочные и долгосрочные программы в сфере содействия международному развитию на двустороннем уровне, а также осуществляет мониторинг реализации этих программ.
Официальный сайт МИД РФ
Официальный сайт Россотрудничества
Официальный сайт МИНФИН РФ
Официальный сайт МЭР РФ
Официальный сайт МЧС
Содействие международному развитию.