Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Содействие международному развитию

16-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Содействие международному развитию

Введение

Содействие международному развитию (СМР) — термин, используемый в Российской Федерации для обозначения направления внешнеполитической деятельности, призванного способствовать решению глобальных и региональных проблем, а также предотвращать новые вызовы и угрозы путем оказания странам, территориям или группам людей, объединенных в сообщества, финансовой, технической, гуманитарной и иной помощи, способствующей их социально-экономическому развитию. Согласно наиболее общему определению помощь (содействие) развитию (Development Aid/Development Assistance) – это помощь, направленная на развитие и повышение благосостояния развивающихся стран[1].

На сегодняшний день общепринятого определения и критериев СМР не выработано, несмотря на то, что термин упоминается в ряде официальных документов Российской Федерации[2][3][4][5]. Понятие СМР во многом перекликается с термином официальная помощь в целях развития, используемым КСР ОЭСР, однако является более широким.

Возникновение и использование

Российская Федерация является правопреемницей СССР, который начиная с середины 1950-х гг. и до конца 1980-х гг., был одним из крупнейших доноров для развивающихся стран. Участие СССР в содействии развитию прошло несколько крупных этапов, которые можно изобразить в виде «волны»: 1954—1964 (закладка фундамента), 1964—1974 (расширение обязательств); 1974—1980 («золотой век/расцвет»); 1981—1985 (стагнация); 1985—1991 (упадок). В общей сложности, в период с 1954 по 1991 г. Советским Союзом было предоставлено помощи на сумму более 78 млрд долларов[1]. Темпы увеличения объемов неуклонно росли в 1964—1981 гг., однако начали снижаться в 1980-е гг.

На протяжении большей части своей новейшей истории Россия являлась одним из крупнейших получателей иностранной помощи: в период с 1992 по 2004 гг. на ее долю ежегодно приходилось в среднем около 1,5 млрд долларов[1]. Однако ситуация стала меняться к середине 2000-х. В 2005 г. Россия утратила статус получателя помощи по классификации ОЭСР, вместе с тем начав наращивать объемы средств, выделяемых на содействие развитию других стран.

В 2014 году утвержден официальный российский фирменный стиль СМР. Он состоит из латинских букв RU (Russia — Россия), «матрешки» и надписи «От народа России» на разных языках.


Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию 2007 года

Чтобы формализовать вновь обретаемый статус страны-донора, в 2006 г. начался процесс разработки Концепции участия Российской Федерации в СМР[2]. Она была принята 25 июня 2007 г. В преамбуле документа указывалось, что Концепция призвана обеспечить системный подход федеральных органов исполнительной власти к участию Российской Федерации в СМР.
Концепция выводит на первый план механизмы оказания помощи в форме грантов в международные фонды и программы СМР, а в перспективе — создание и развитие инструментов национальной системы СМР в форме двусторонней помощи, внедрение специальных программ и инструментов помощи, отладка и модернизация уже действующих механизмов, расширение масштабов программ помощи развитию, организация каналов доведения помощи до бенефициара и разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок перечисления средств из федерального бюджета Российской Федерации в национальные бюджеты стран-получателей.
Основной упор делается на Цели развития тысячелетия ООН, зафиксированные в Декларации ООН 2000 года.[6]
Помощь должна предоставляться на многосторонней основе, то есть путем внесения добровольных и целевых взносов в международные финансовые и экономические организации.
Содействие международному развитию будет оказываться Российской Федерацией и на трехсторонней основе, предполагающей использование финансовых и организационно-технических возможностей «традиционных» стран-доноров, а также международных организаций.

Концепция внешней политики 2008 года

Концепция 2008 явилась переосмыслением позиции Российской Федерации во внешней политике. Основной задачей стала интеграция на постсоветском пространстве, а так же усиление позиций в международных отношениях. В данной концепции было впервые упомянуто содействие международному развитию, в рамках внешней политики, и, в частности, активизации деятельности России как донора в рамках многосторонних и двусторонних отношений.[4]

Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию 2014 года

Спустя несколько лет после принятия Концепции 2007 г. назрела необходимость в новом документе, который отразил бы изменившиеся экономические и институциональные условия в России и соответствующий им новый подход к СМР.[7] В результате 20 апреля 2014 г. была принята Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере СМР[3].
Новая концепция 2014 года принципиально отличается более конкретным подходом к формулированию стратегического подхода России к СМР. В частности, приоритет отдается двусторонним отношениям, а так же сотрудничеству со стратегическими партнерами и дружественными странами.[8]
Концепция предполагает создание Комиссии Российской Федерации по вопросам содействия международному развитию, которая будет создана в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти в области содействия международному развитию и подготовки предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений государственной политики Российской Федерации в этой области.

Участники СМР

Основными участниками СМР являются доноры, к которым относятся страны-доноры (как развитые, так и развивающиеся), международные многосторонние институты и организации, участвующие в предоставлении помощи развивающимся странам, неправительственные организации и благотворительные фонды. Основными реципиентами помощи развитию являются развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и, так называемые, «нестабильные государства».

Источники финансирования

Помощь развитию делится по источникам финансирования на государственную и частную. Российская Федерация поддерживает реализацию программ содействия международному развитию в приоритетных направлениях, государствах и регионах субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, структурами российского бизнес-сообщества и неправительственными организациями за счет их собственных средств.

Способы оказания помощи

Помощь на многосторонней основе осуществляется посредством внесения добровольных и целевых взносов в международные финансовые и экономические организации, прежде всего в программы, фонды, спецучреждения ООН (ВОЗ, ВПП), финансирование деятельности Управления по координации гуманитарных вопросов, поддержка Центрального фонда чрезвычайного реагирования, региональные экономические комиссии и другие организации, реализующие программы развития, участия в финансировании глобальных фондов, а также в реализации специальных международных инициатив, осуществляемых в рамках «Группы восьми», Группы Всемирного банка, МВФ, организаций системы ООН.

Помощь на трехсторонней основе предоставляется с использованием финансовых и организационно-технических возможностей международных организаций — в первую очередь через уже существующие или вновь создаваемые трастовые фонды Всемирного банка, ООН, ее специализированных учреждений и других институтов, — а также «традиционных» стран-доноров. При этом за Россией остается выбор страны-получателя, направления оказания помощи и возможность использования российских специалистов при оказании технического содействия.

Помощь на двусторонней основе оказывается в следующих формах: целевые финансовые гранты или безвозмездные поставки товаров и оказание услуг; предоставление льготных кредитов; оказание технического содействия путем передачи знаний и опыта в целях развития национальных институтов в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, борьбы со стихийными бедствиями, противодействия терроризму; облегчение долгового бремени, в том числе путем использования схемы «долг в обмен на программы развития»; оказание продовольственной и гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях; содействие в упрощении и удешевлении, а также поддержке безопасности и эффективности национальных и международных систем денежных переводов; предоставление развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на российские рынки.

Объемы помощи

К моменту принятия Концепции 2007 объемы Российского СМР выросли вчетверо (с 50 млн долларов США в 2002-03 гг.). По итогам 2009 г. вклад России в СМР составил 785 млн долл. США. Это произошло за счет направления части средств из Антикризисного фонда ЕврАзЭС на поддержку стран с низким уровнем дохода. В 2010 г. объемы российской помощи оказались существенно ниже — 472 млн долл. США, но в пределах краткосрочных целевых ориентиров. В 2011 г. объемы российской помощи выросли на 8,8 % и составили около 514 млн долл. США.[9]

Диаграмма по объемам российской помощи основным странам-рецепиентам в 2011 году. Основана на информации ОЭСР (http://www.oecd.org/)
Диаграмма по объемам российской помощи основным странам-рецепиентам в 2011 году. Основана на информации ОЭСР (http://www.oecd.org/)

КСР ОЭСР опубликовал статистические данные по официальной помощи развитию за 2013 год. Россия увеличила свою помощь развитию на 26,4 % и достигла показателя в 609,6 млн долл.[10] Увеличение произошло за счет роста двусторонних программ помощи.

Институциональная система РФ в сфере СМР

Вопросами предоставления международной помощи занимаются: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, Министерство иностранных дел (МИД), Министерство финансов (Минфин), Министерство экономического развития (МЭР), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также другие отраслевые министерства.

Президент осуществляет общее руководство политикой страны в сфере СМР, утверждает стратегические цели и задачи участия России в СМР. Совет Федерации и Государственная Дума ведут законодательную работу, направленную на обеспечение участия России в СМР и выполнение ее обязательств. Правительство утверждает План мероприятий по участию России в СМР, принимает по представлению федеральных органов решения об оказании помощи, осуществляет контроль за реализацией российского СМР.

В сентябре 2008 г. было создано Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). В сфере СМР Агентство имеет следующие полномочия:

1. Осуществление функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора)
2. Взаимодействует в установленном порядке с исполнительными органами международных и региональных организаций
3. Координация и контроль реализации решений межгосударственных многосторонних и двусторонних интеграционных объединений с участием Российской Федерации
4. Разрабатывает и реализует по согласованию с федеральными органами исполнительной власти среднесрочные и долгосрочные программы в сфере содействия международному развитию на двустороннем уровне, а также осуществляет мониторинг реализации этих программ.

Источники

  1. ↑ [1]
  2. ↑ [2]
  3. ↑ [3]
  4. ↑ [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]

Ссылки

Официальный сайт МИД РФ
Официальный сайт Россотрудничества
Официальный сайт МИНФИН РФ
Официальный сайт МЭР РФ
Официальный сайт МЧС

Содействие международному развитию.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06