24-06-2023
Соловьи | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Варакушка (Luscinia svecica volgae)
|
||||||||||||
Научная классификация | ||||||||||||
|
||||||||||||
Латинское название | ||||||||||||
Luscinia T. Forster, 1817 | ||||||||||||
Виды | ||||||||||||
см. текст |
||||||||||||
|
Соловьи́, соловьи́ные (лат. Luscinia) — род птиц из отряда воробьинообразных (Passeriformes). В зависимости от подхода к классификации относится либо к семейству дроздовых (Turdidae), либо к семейству мухоловковых (Muscicapidae).
Наиболее известен обыкновенный соловей (Luscinia luscinia); длина тела 17 см с длинными ножками, большими темными глазками, оперение буроватое, хвост рыжеватый.
Распространён в Европе и Западной Азии (к Востоку до Енисея), к Югу до Северного Кавказа.
Перелётная птица, зимует в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток.
Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.
Пение звучное, с большим количеством колен. Южнее и западнее — от Испании до Западного Памира распространён южный, или западный соловей. К роду соловьев относятся также синий соловей, соловей-свистун, соловей-красношейка, черногрудая красношейка, варакушка и др.
Содержание |
Соловей является распространенным символом у поэтов разных эпох, который несет специфическую коннотационную окраску. Гомер вводит этот образ в «Одиссее», в мифе о Филомеле и Прокне, где первая или последняя, в зависимости от версии мифа, превращаются в соловья. Этот же миф явился основой трагедии Софокла «Терей», которая до настоящего времени сохранилась лишь фрагментарно. Овидий в своих «Метаморфозах» также приводит наиболее популярную версию мифа, переписываемого и излагаемого в различных интерпретациях более поздними поэтами, такими как Кретьен де Труа, Джеффри Чосер, Джон Гауэр и Джордж Гаскойн. В «Бесплодной земле» Томаса Элиота также фигурирует соловьиная песня (как и миф о Филомеле и Прокне). Благодаря трагичности сюжета, соловьиная песня долгое время ассоциировалась с плачем.
Соловей также символизировал того или иного поэта, либо плоды его творчества. Поэты избирали символом соловья видя в его трелях исключительную творческую ценность наряду с кажущейся спонтанностью. «Птицы» Аристофана и стихи Каллимаха Киренского отождествляют птичьи трели с формами поэзии. Виргилий сравнивает скорбное пение Орфея с «соловьиным плачем». В раннем средневековье к образу соловья обращаются реже. В XVII в. Джон Мильтон и другие авторы возродили этот символ. В L’Allegro («Веселый») Мильтон упоминает Шекспира, что «дивит сладчайшей песней мир» (136-я строка) [В оригинале использован английский глагол to warble, обозначающий птичье пение (Прим. переводчика).] , а Эндрю Марвелл в «Потерянном рае» впоследствии описывает «Потерянный рай» Мильтона в аналогичных тонах:
"Thou sing’st with so much gravity and ease,
And above human flight dost soar aloft,
With plume so strong, so equal, and so soft:
The bird named from that paradise you sing
So never flags, but always keeps on wing" (line 40)
Эра романтизма еще несколько изменила значение символа: поэты видели соловья не просто певцом, но «мастером высшего искусства, способного вдохновить поэта-человека». У некоторых поэтов-романтистов соловей даже приобретал черты музы. Кольридж и Вордсворт видят в соловье пример поэтического творения природы: соловей становится голосом природы. Джон Китс в «Оде соловью» придает птице идеализированный образ поэта, творящего то, что мечтает создавать сам Китс. Изображая схожую концепцию соловьиного образа, Шелли писал в «Защите поэзии»: «Поэт - это соловей, который поет во тьме, услаждая свое одиночество дивными звуками; его слушатели подобны людям, завороженным мелодией незримого музыканта; они взволнованы и растроганы, сами не зная почему».
В городе Курске действует музей соловья "Курский соловей".[2].
В честь соловья назван астероид (713) Люциния (англ.)русск., открытый в 1911 году.
Соловьи.